Черепно-мозговые травмы у детей: симптомы, лечение и реабилитация

Ребенок растет, постепенно развивается и в это время бесстрашно познает мир. Он набивает шишки и учится на своих ошибках. К сожалению, многие из таких промахов далеко не безобидны. Только в 2016 году травмы и ожоги получили более 2,5 млн детей до 14 лет по всей России[1]. К числу опасных относятся в том числе и тяжелые повреждения головы: черепно-мозговая травма по частоте возникновения занимает среди этих случаев первое место и составляет 30-40% от общего количества[2]. ЧМТ влияют на здоровье ребенка, ухудшают его развитие и нередко приводят к инвалидности.

Причины, виды и специфика ЧМТ у ребенка

Черепно-мозговая травма — не совсем исчерпывающее название. Объективнее звучит определение на английском — injury, или повреждение головы. Сюда относится много разных травм, которые не обязательно сопровождаются переломами черепа.

  • Травмы могут быть закрытыми и открытыми (с нарушением целостности мягких тканей головы). При наличии перелома можно выделить повреждение костей свода и перелом основания черепа.
  • По тяжести черепно-мозговые травмы могут быть легкими, средней тяжести и тяжелыми. Тяжесть состояния у детей сложно определить сразу после травмы, ведь оно может ухудшаться.
  • По типу повреждения мозга (от легкого к более опасному) выделяют сотрясение, ушиб и сдавление мозга.

Основными причинами ЧМТ у детей являются:

  • падения;
  • дорожно-транспортные происшествия;
  • удары по голове (или удары головой);
  • нападения (криминальные травмы) и другие.

Для каждого возраста характерны свои причины нейротравмы. По данным Центра контроля и предотвращения заболеваний (США)[3], до четырех лет основной причиной являются падения, с пяти до 14 лет среди причин появляются еще и удары по голове и ДТП, а дети старше 15 лет получают травмы головы одинаково часто при ДТП, падениях и в результате криминальных причин.

Согласно данным ВОЗ[4], Россия лидирует среди стран Европы и СНГ по уровню смертности детей от дорожно-транспортного травматизма. Из всех несмертельных повреждений, получаемых в ДТП детьми, 43% приходится на травмы головы.

Признаки травмы головы у детей

Симптомы ЧМТ у ребенка быстро проходят. Кроме того, детям труднее описать свое состояние. Поэтому определить истинную картину только по внешним признакам может быть сложно. Однако можно выделить следующие особенности проявления ЧМТ у детей разного возраста:

Младенец (дети до года-двух лет)

Один из признаков ЧМТ у грудного ребенка — это постоянный крик, плач малыша либо, наоборот, вялость, отсутствие реакции, сонливость. Вместо такого симптома ЧМТ, как тошнота, могут быть частые срыгивания. Возможно резкое повышение температуры.

Малыши и дошкольники (с двух-трех до шести лет)

У детей дошкольного возраста нередко происходит потеря памяти после травмы. Потеря сознания не всегда заметна (она может быть всего на несколько секунд), ребенок после ЧМТ заторможен, не реагирует на слова и раздражители, речь становится бессвязной. Также дети нередко жалуются на головную боль, тошноту и рвоту.

Школьники (с шести лет и старше)

Черепно-мозговая травма у детей в этом возрасте чаще сопровождается теми же симптомами, что и у взрослых. Наиболее частые признаки травмы головы у ребенка:

  • Нарушение или отсутствие сознания — от нескольких минут в легких случаях до нескольких дней или недель при тяжелой ЧМТ. Для оценки сознания используется педиатрическая шкала комы Глазго.
  • Головная боль, головокружение.
  • Потеря памяти.
  • Тошнота и рвота.

Реже встречаются очаговые симптомы, их появление говорит о более тяжелом состоянии:

  • Напряжение мышц или судороги.
  • Зрачки отличаются по размеру между собой (или не реагируют на свет).
  • Нарушение дыхания, пульс ускоряется или замедляется.
  • Нарушение глотания.
  • Повышение температуры.

Признаки перелома основания черепа:

  • Выделения прозрачной желтоватой жидкости (может быть с примесью крови) из носа или ушей.
  • Кровоподтеки за ушами или в форме очков (вокруг глаз).

Первая помощь ребенку при ЧМТ

Самое главное при черепно-мозговой травме — как можно быстрее доставить ребенка в специализированный стационар (рекомендуется сделать это в течение часа). По данным НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, более половины детей, поздно поступивших в больницу, имеют различные осложнения[5]. Поэтому первое, что нужно сделать, — вызвать скорую медицинскую помощь.

Это важно!

В Москве телефонный номер для вызова скорой помощи — 103, он также работает для всех мобильных операторов. При необходимости можно попросить переключить на справочную, где врач расскажет, что нужно сделать. Для вызова с мобильных телефонов используется и номер Единой службы спасения — 112. Звонок по нему доступен даже при заблокированной SIM-карте.

Что нужно сделать до приезда скорой?

  • Нет пульса, ребенок не дышит — необходимо проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
  • Ребенок без сознания — нужно очистить дыхательные пути, уложить голову на бок.
  • Лучшее положение — лежа, даже если пострадавший хорошо себя чувствует. Сидящий ребенок может упасть, если его состояние резко ухудшится. Головной конец лучше приподнять. Не нужно без необходимости перемещать ребенка, нельзя оставлять его без присмотра.
  • Если на голове есть рана, аккуратно наложите стерильную повязку. Если в ране находятся отломки кости, инородные предметы или осколки, ни в коем случае не трогайте их! В этой ситуации повязку накладывают вкруговую, обходя инородные тела.
  • Приложить холод. В домашних условиях это может быть, например, упаковка замороженного горошка или лед, насыпанный в пластиковый пакет. Источник холода заворачивают в полотенце, чтобы предотвратить обморожение, и после этого прикладывают к месту травмы.

Диагностика черепно-мозговых травм у детей

Стандартным исследованием является рентген черепа — краниография — в прямой и боковой проекциях. С помощью рентгенографии легко выявить наличие переломов, так как кости черепа на снимках хорошо просматриваются.

При ЧМТ оптимально использовать компьютерную томографию (КТ). Она позволяет быстро оценить состояние мозга, определить наличие повреждений, внутричерепных кровоизлияний, их расположение. Это важно для выбора метода лечения.

Для более точной оценки состояния мозга используют магнитно-резонансную томографию (МРТ). МРТ лучше выявляет ушибы мозга и определяет участки ишемии. Метод также полезен для диагностики диффузного аксонального повреждения.

Если нет возможности провести КТ или МРТ, то для детей до года можно использовать нейросонографию — ультразвуковое исследование головного мозга. С помощью УЗИ можно увидеть очаги кровоизлияний и другие внутричерепные повреждения.

Лечение

Независимо от вида травмы лечение ЧМТ у детей следующее.

  • Строгий постельный режим. Длительность зависит от степени тяжести: от одного-трех дней при легком сотрясении и до нескольких недель. При улучшении состояния врач разрешает сначала садиться в постели, а затем и вставать, но под присмотром специалистов.
  • Охлаждение. Используют для уменьшения кровоизлияния и отека мозга, снижения интенсивности головной боли. Применяют пакеты со льдом или специальные приспособления. Через каждые два-три часа необходимо делать перерыв.
  • Прием успокоительных и снотворных препаратов. Позволяют создать условия покоя для поврежденного органа (мозга), продлить естественный сон.
  • Прием антигистаминных препаратов.

Назначение остальных средств зависит от клинической ситуации:

  • Для уменьшения отека мозга применяют мочегонные средства.
  • С целью снижения давления ликвора проводят разгрузочные спинномозговые пункции.
  • Для защиты нейронов используют препараты, улучшающие микроциркуляцию, уменьшающие потребность мозга в кислороде.
  • При повышении температуры — противовоспалительные средства.
  • Антиагреганты и антикоагулянты — для профилактики тромбозов.
  • При судорогах назначают противоэпилептические препараты.

При тяжелых ушибах, сдавлении мозга может потребоваться нейрохирургическая операция.

Последствия и осложнения в детском возрасте

Тяжелые ЧМТ у детей не обходятся без последствий. Их проявления заключаются в нарушении тех или иных функций организма и зависят от того, какой именно участок мозга поражен. Наиболее опасны проблемы с дыханием или глотанием. В этом случае показано реанимационное лечение: ребенок подключается к аппарату искусственного дыхания, а питательные вещества получает внутривенно или через зонд. Но и применение таких мер может оказаться безрезультатным, тогда исход будет летальным.

Менее тяжелые последствия заключаются в нарушении двигательных или когнитивных функций. Бывают случаи, когда ребенок перестает говорить, снижаются его интеллектуальные способности. Здесь большую роль играют реабилитационные мероприятия.

Возможно и такое, что спутником ребенка, перенесшего тяжелую ЧМТ, надолго станет такой диагноз, как посттравматическая энцефалопатия. Ее проявления зависят от тяжести заболевания: оно может привести как к проблемам со сном, так и к судорогам, психозам, снижению интеллекта. Высока вероятность развития эпилепсии. Тогда ребенку придется пожизненно проходить противосудорожную терапию.

Некоторые последствия черепно-мозговых травм могут быть отсроченными. Так, развитие лобных долей головного мозга длится до 16 лет. При травме, полученной в совсем раннем возрасте, ее осложнения могут проявиться через достаточно большой срок. Это касается, в частности, проблем с мелкой моторикой и функциями речи.

Какими бы ни были последствия ЧМТ, от дальнейшего наблюдения у невролога отказываться нельзя. Перед врачом стоит задача контролировать процесс развития ребенка, чтобы вовремя заподозрить отклонение от нормы и подобрать методы коррекции.

Особенности реабилитации детей после ЧМТ

Оптимально начинать курс реабилитации уже с первого месяца после травмы. В реабилитационном процессе можно условно выделить три этапа.

  • Первый этап происходит одновременно с процессом лечения. Задача — максимально сохранить здоровье мозга, чтобы дальнейшее восстановление было успешным.
  • Второй этап направлен на реабилитацию утраченных функций ребенка.
  • Третий этап необходим для перехода и приспособления к повседневной жизни. Он направлен на дальнейшую адаптацию к учебе, общению со сверстниками и самообслуживанию.

Восстановление после ЧМТ у детей часто совмещается с обучением, закреплением новых навыков, с физическим и психическим развитием ребенка.

Какие применяются методы реабилитации после травмы головы у детей?

Нейропсихологическая реабилитация. Подразумевает работу с нейропсихологом. В занятия входит работа по восстановлению памяти, контроля над эмоциями и поступками, по повышению концентрации внимания.

Психотерапия может потребоваться даже при легких травмах головы. Психотерапевт работает со страхами, тревожностью, которые часто сопровождают травму, помогает корректировать другие психические нарушения. Для работы с детьми используется игровая и арт-терапия, музыкотерапия. Занятия в группах позволяют налаживать коммуникативные навыки.

Логопедическая реабилитация. Занятия с логопедом актуальны при нарушениях речи. В качестве вспомогательных методик может выступать специальная артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, работа над растормаживанием речи.

Акватерапия. Нахождение в воде облегчает движения, успокаивает, снимает напряжение. Использование различных механизмов, емкостей, игрушек помогает в развитии тактильной чувствительности и тонкой моторики.

Бобат-терапия. Суть метода — в формировании новых нейронных связей взамен утраченных. Пациент с помощью терапевта много раз повторяет движение, максимально близкое к нормальному. Движение запоминается благодаря вновь образованным нейронным связям. У метода существуют противопоказания. К их числу относится эпилепсия, шизофрения или судорожная готовность.

PNF-терапия. Идея данного метода в том, что у каждого человека есть нереализованный потенциал движений. Терапевт стимулирует проприоцепцию (через «датчики», информирующие мозг о положении тела), чтобы получить ответ от нервной системы в виде адекватной работы мышц.

Экзарта. Это система подвесов, которая позволяет прицельно работать с каждой отдельной мышцей. Экзарту применяют при любой патологии, чтобы снизить боль, улучшить контроль движения, повысить выносливость.

Нейропсихологическая реабилитация требует немало времени и сил. Однако, если реабилитационные программы своевременно начинать и проводить в полной мере, у детей они дают замечательный результат. Современные методики помогают детям восстанавливаться даже после тяжелых черепно-мозговых травм и жить полноценно.

Какие могут быть последствия черепно-мозговых травм у детей?

На чтение 4 мин. Просмотров 193 Опубликовано 19.10.2020 Обновлено 29.10.2020

Черепно-мозговые травмы являются одними из самых распространенных в детском возрасте. Последствия травмирования могут быть разными, некоторые из них настолько опасны, что несут угрозу жизни или дальнейшему развитию ребенка. Даже если он не жалуется ни на что после получения травмы, важно знать, что безобидных повреждений головы не существует, а неврологические последствия могут проявиться через какое-то время. Поэтому, если ребенок ударился головой, нужно как можно обратиться к врачу и пройти полное обследование.

Что такое ЧМТ?

Черепно-мозговой травмой в медицинской практике называют повреждения мозга, которые могут стать причиной инвалидности и даже летального исхода. Основные симптомы травмы головы: тошнота и рвота, потеря сознания, головокружения, но еще раз нужно подчеркнуть, что перечисленные признаки присутствуют далеко не всегда.

Существуют такие степени ЧМТ:

  • Легкая степень или сотрясение мозга. Большинству пострадавших не требуется лечение и реабилитация. Чтобы быстрее вернуться к повседневной жизни, нужно больше отдыхать и соблюдать предписания врача.
  • Умеренная степень. Повреждения мозга закрытые. Возможен ушиб головного мозга, повреждения диффузного характера, кровоизлияние. Пациенту нужно сделать КТ, чтобы установить точную клиническую картину. В некоторых случаях, когда требуется удаление гематом или снижение внутричерепного давления, может потребоваться хирургическое вмешательство.
  • Тяжелая степень. Если ЧМТ открытая, выполняется операция по удалению костей черепа. Такие травмы несут наибольшую опасность жизни ребенка.

Какие могут быть последствия черепно-мозговых травм у детей?

В чем опасность травмирования головы?

Если травма тяжелая, последствия будут обязательно. Они зависят от поврежденного участка мозга, проявляются в том, что нарушаются определенные функции организма. Наиболее опасными считают проблемы, связанные с дыханием либо глотанием. В таких случаях лечение будет проводиться в реанимации с подключением к аппарату искусственного дыхания. Питание в это время через зонд либо внутривенно. В особо тяжелых случаях даже такие меры не помогут, и пациент может умереть.

После перенесения тяжелой черепно-мозговой травмы у ребенка могут диагностировать посттравматическую энцефалопатию. Проявления заболевания зависят от степени его тяжести, в частности, проблемы со сном, судороги, психозы, снижение интеллекта и др. Нередко развивается эпилепсия. При таких состояниях назначается противосудорожное лечение, которое будет проводиться постоянно.

Вследствие менее тяжелых травм могут нарушиться двигательные или когнитивные функции. Ребенок может перестать говорить, снижаются интеллектуальные способности. Успех выздоровления во многом зависит от правильности выбора реабилитационных мероприятий.

Иногда последствия травмирования головы проявляются даже через несколько лет. Учитывая то, что лобные доли головного мозга развиваются до 16-летнего возраста, когда в раннем возрасте ребенок получает ЧМТ, через достаточно большой промежуток времени могут появиться проблемы с функциями речи и мелкой моторикой.

Независимо от того, какими будут последствия полученной травмы головы, нельзя отказываться от наблюдения у невролога, который должен контролировать, как развивается ребенок, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы. Это очень важно, чтобы своевременно подобрать корректирующие методы.

Как проходит восстановление ребенка?

Игнорировать реабилитацию после ЧМТ ни в коем случае нельзя. Условно весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Данный этап начинается вместе с лечением. Цель реабилитации заключается в том, чтобы максимально сохранить здоровое состояние головного мозга, что в дальнейшем обеспечит его успешное восстановление.
  2. Реабилитационные методы направлены на то, чтобы восстановить функции, которые были утрачены.
  3. Завершающий этап, который подразумевает переход и приспособление к привычной жизни, в частности, самостоятельное обслуживание, общение с одногодками, адаптация к учебному процессу.

Во многих случаях процесс реабилитации ребенка после перенесенной черепно-мозговой травмы совмещают с обучением, закреплением новых навыков и умением, развитием в физическом и психическом плане.

Реабилитационные методы

После черепно-мозговой травмы детям могут назначаться такие методы реабилитации:

  • Нейропсихологический. С пациентом будет работать нейропсихолог, чтобы восстановить память пациента, контролировать его эмоции и поступки, повысить концентрацию внимания.
  • Психотерапия. Распространенный метод при легких травмах головы. Специалист работает с повышенной тревожностью и страхами, корректирует другие нарушения психики. Для налаживания коммуникаций занятия проводятся в группах, также применяется игровая, музыко- и арт-терапия.
  • Логопетический. При нарушениях функций речи не обойтись без занятий с логопедом. Специалист работает над растормаживанием речи, может применять специальный массаж и артикуляционную гимнастику.
  • Акватерапия. Облегчить движения, успокоить, снять напряжение помогают упражнения в вожже. В ходе занятий используются разные средства, развивающие тактильные ощущения и мелкую моторику.

Могут применяться и другие методы реабилитации, выбор которых определяет врач в зависимости от сложности травмы головы ребенка в каждом отдельном случае. И чем раньше начнется данный процесс, тем выше шансы вернуть все утраченные функции.

Восстановление ребенка после перенесенной черепно-мозговой травмы требует много времени и сил. При своевременном начале и соблюдении всех рекомендаций врача можно добиться отличного результата. Использование современных реабилитационных методик помогает травмированному ребенку восстановиться, даже если полученная травма была очень тяжелой, и полноценно жить дальше.

У ребенка травма: что делать?

Дети не умеют рассчитывать последствия своих действий, любопытны и не понимают когда надо остановиться в исследовании мира. Рассказываем, как уменьшить вероятность травмы и что делать, если такое произошло.

Как это происходит

Ежегодно в мире из-за случайной травмы умирают 830 тысяч детей. Половина случаев в нашей стране, по данным Росстата приходится на бытовые травмы, 34% на травмы на улице. У мальчиков травмы случаются чаще и последствия серьезнее. Обычно это связано с более высоким уровнем активности и социальным одобрением, родители реже ограничивают их исследовательские действия. Большая часть детских травм — поверхностные, около 15% приходится на вывихи и переломы рук и совсем незначительная часть на переломы ног и головы.

На первом месте по причинам — родительский недосмотр. Когда кажется, что ничего с ребенком не произойдет или взрослые недооценили опасность ситуации. Это подтверждают и наши эксперты.

«Детский травматизм и его предупреждение — серьезная проблема, — рассказывает детский травматолог-ортопед, хирург клиники «Фэнтези» Илья Зеленкин, — особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают​ свободным временем, чаще находятся на улице и остаются ​ без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности».

В младенчестве чаще всего случаются падения с кровати или пеленального стола, на втором месте синдром «встряхнутого ребенка», когда потерявший самообладание родитель, трясет ребенка при сильном плаче. В обоих случаях главная опасность — повреждение головного мозга и шеи.

Когда ребенок начинает ползать, то часто травмирует пальцы рук. Чтобы этого избежать, нужны стопоры в дверях и защита на ящиках. Стоит ребенку начать учиться вставать, то добавляются ушибы головы от неудачных попыток и мелкие травмы от встречи с внешним миром.

Как только ребенок начинает ходить, он может добраться до опасных предметов, поэтому после года дети могут проглотить взрослые таблетки, бытовую химию или забраться на шкаф. Также часто случаются ожоги.

Подросший ребенок чаще сталкивается с другими детьми на горке или падает с карусели на площадке. Также у многих появляются самокаты и беговелы, поэтому ребенка нужно сразу приучить кататься в шлеме и защите на коленях.

В школьном возрасте травматизм снижается, у детей появляется чувство опасности и нужные знания о мире, которые позволяют ребенку избежать травмы. Но при этом у ребенка часто появляется более скоростной транспорт: гироскутеры, мопеды и ролики, которые без защиты могут сильно травмировать подростка.

Как помочь при травме

При поверхностной ссадине:

— промыть ранку водой из-под крана или из бутылки, если это случилось на улице.

— обработать антисептиком, для этого подойдет перекись водорода, хлоргексидин или мирамистин.

— если ребенок гуляет на улице, то после обработки лучше заклеить ранку пластырем, чтобы уменьшить риск нагноения из-за попадания грязи. В домашних условиях лучше не заклеивать, так ссадина подсохнет на воздухе и заживет быстрее.

— если в рану могла попасть земля, а ребенок не привит от столбняка, то нужно срочно обратиться к педиатру или в травмпункт для экстренной профилактики.

— ранка требует наблюдения в течение нескольких дней. Если вокруг появилась краснота, место ссадины увеличилось или сочится гной, то скорее всего внутрь попала инфекция и нужно обратиться к хирургу.

«При любом ушибе, не лишним будет холодный компресс, — объясняет Илья Зеленкин, — он частично снимет болезненность и отечность. Обратитесь к врачу, если у ребенка долго не проходит боль или отек после ушиба.​ Если из раны идет кровь, то наложите давящую повязку из бинта/марли на область кровотечения и оказывайте на нее дополнительное давление в течение 1-2 минут. Если кровотечение все еще продолжается, добавьте еще марлю и продолжайте давить на рану еще около 5 минут. Также можно сделать повязку из эластичного бинта, наложив его на марлю, и дополнительно сдавить рану».

При сильном ушибе и подозрении на перелом, нужно обратиться за медицинской помощью, чтобы сделать рентген и убедиться, что кости целы.

«Если место повреждения очень болезненно, опухло или деформировано, оберните его полотенцем или мягкой тканью и сделайте шину из картона, фанеры или другого подходящего материала, чтобы зафиксировать конечность, — советует Илья Зеленкин. — Рука или нога не должна двигаться в суставах. Не пытайтесь выпрямить​ поврежденную конечность. На место травмы можно приложить лед, завернутый в полиэтилен и тонкую ткань, или сделать холодный компресс, но не более чем на 20 минут. Если кожа возле места травмы повреждена или вы видите торчащую кость, то прикройте рану чистой повязкой, сделайте шину и немедленно обратитесь за помощью. Если видимых повреждений нет, но конечность в области травмы холодная или обесцвеченная (синяя или бледная), вызывайте «скорую» не мешкая».

В каких случаях нужно обратиться в больницу, рассказывает педиатр GMS Сlinic Дарья Захарова:

— при травме головы (ребенок упал и ударился головой/ребенка ударили по голове или он сам ударился о какой-то предмет) — важно исключить наличие черепно-мозговой травмы. Срочно обратиться к врачу необходимо, если после травмы была кратковременная потеря сознания, а также, если в течение трех дней после травмы появились головная боль, тошнота/рвота, слабость и сонливость. В таком случае ребенка должны осмотреть невролог и офтальмолог, также может понадобиться рентген или компьютерная томография головы. Если после травмы ребенок чувствует себя хорошо, ему, всё равно, необходимо обеспечить спокойный режим, без физических нагрузок в первые 3 дня после травмы.

— при травмах конечностей стоит обратиться к травматологу, если ребенок жалуется на сильную боль, в месте травмы появился отек, изменился цвет кожных покровов, отмечается резкая боль при движении.

— при ушибах передней брюшной стенки (это может быть, например, удар футбольного мяча) важно обратить внимание на то, не появилась ли у ребенка слабость, бледность кожных покровов. В таком случае обращение к врачу и проведение УЗИ органов брюшной полости должно быть незамедлительным.

У маленьких детей заметить проблему сложнее, поэтому поводом для обращения к врачу будет любое изменение поведения ребенка после возможной травмы. Плохой или наоборот, слишком долгий сон, сильный плач без видимой причины, отказ от еды или рвота.

«Вызовите службу экстренной помощи сразу же, — рекомендует Илья Зеленкин, — если ребенок потерял сознание, бьется в судорогах, с трудом может поднять руку/ногу или улыбнуться, из ушей или носа выделяется кровь или водянистая жидкость, заговаривается и ведет себя неадекватно».

Чтобы ребенок меньше травмировался

В первую очередь, нужно его защищать. В маленьком возрасте следить, чтобы он не упал с высоты, поставить стопоры на двери и защиту на ящики, где хранятся опасные предметы. Оставлять ребенка одного можно только убедившись, что пространство вокруг него безопасно.

Но при этом стоит учить малыша последствиям действий. Аккуратно показывать, что плита горячая, а ящиком можно прищемить пальцы. Так образуются причинно-следственные связи и понятия об опасности.После нескольких повторений ребенок станет осторожнее.

Поэтому вредно постоянно держать ребенка в манеже или другом закрытом пространстве, а также надевать на здорового малыша пробковые шлемы для защиты затылка от падений. В дальнейшем это может привести к неосторожному поведению и увеличению травм.

Как говорит Илья Зеленкин, взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Но при этом важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя ​ правильно. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему​ правила техники безопасности:

— находиться рядом с ребенком на территории игровой​ площадки и в транспорте.

— ожидая транспорт, стоять на хорошо освещенном месте рядом с людьми и всегда держать ребенка за руку.

— на остановках не поворачиваться спиной к дороге и не вставать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком.

— при входе в транспорт, детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

— очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

— обязательно нужно использовать средства защиты: шлем, налокотники, наколенники при катании на роликах, велосипеде,​ на катке.

Неуемную детскую энергию лучше направлять в нужное русло, заниматься спортом или танцами. Так ребенок научится управлять своим телом и группироваться при падениях — это уменьшает риски, несмотря на возможные спортивные травмы.

Также важно соблюдать режим сна и отдыха, невыспавшиеся дети хуже координируют свои действия и чаще травмируются.

«Активные прогулки и спорт помогают детям, у которых энергия бьёт через край, — рассказывает Дарья Захарова. Им сложно усидеть на одном месте, а когда это замкнутое пространство квартиры с множеством предметов, о которые ребенок может травмироваться, риск возрастает. Спорт и активные прогулки помогают ребенку избавиться от этого «избытка» энергии».

  • Риск травмы младенца снижают постоянный присмотр и обеспечение безопасного пространства.
  • Малыша нужно учить управлять своим телом, поэтому излишняя защита и ограничение движений только мешают.
  • Когда у малыша появляется первый транспорт, ему обязательно нужен шлем и защита на колени.
  • Подросшему ребенку нужен спорт, режим сна и отдыха и активные прогулки для уменьшения риска травмы.

Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов

Литература:
  1. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  2. Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
  3. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
  4. https://aif.ru/boostbook/cherepno-mozgovye-travmy-u-detei.html.
  5. https://vozvrashchenie.com.ru/nevrologicheskie-narusheniya/kakie-mogut-byt-posledstviya-cherepno-mozgovyh-travm-u-detey/.
  6. https://forma.eapteka.ru/articles/u-rebenka-travma-cto-delat.
  7. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  8. А.В. Ланцова, Е.В. Санарова, Н.А. Оборотова и др. Разработка технологии получения инъекционной лекарственной формы на основе отечественной субстанции производной индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. Т. 13. № 3. С. 25-32.
  9. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение I // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 2. С. 71-77.
Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №15
Медицинский стаж: 20 лет
Ведущий врач-терапевт
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши травмы
Adblock
detector