Урок по биологии: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок по биологии: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок в 8 классе

по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.

Задачи:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
  • определить цели доврачебной помощи;
  • продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
  • развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
  • формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
  • обеспечить смену видов деятельности

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.

Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»

Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

— Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится!

— Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.

  1. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

— Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)

Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.

Тест. Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

  1. Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.

— А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего

Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

— Хорошо, молодец.

  1. Изучение новой темы

Вы знаете, что в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной помощи, обосновывая каждое действие).

-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?

(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

— Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?

(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).

— А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:

  1. Травма
  1. Травматология
  1. Хирургия
  1. Ортопедия
  1. Рентгенография
  1. Ампутация
  1. Перелом
  1. Вывих

— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)

Задание 1

Найдите соответствие цифры и буквы

  1. Травма (от греческого trauma — рана)

А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

  1. Травматология (от травма и логия)

Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

  1. Хирургия (от греческого cheir — рука, и ergon — работа)

В) хирургическая операция — удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

  1. Ортопедия (от греческого ortos — прямой, правильный)

Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

  1. Рентгенография

Д) нарушение целостности кости

  1. Ампутация (от латинского amputatio — отсечение)

Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей

  1. Перелом

Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

  1. Вывих

З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием

Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е

— Закончили. Хорошо, а теперь проверим.

Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18) Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение). В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя текст учебника (параграф 16), заполните таблицу.

Задание 2

Схематическое изображение травмы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Тип травмы

Симптомы травмы

Меры первой помощи

Противопаказания

Схематическое изображение травмы

Тип травмы

Растяжение связок

Перелом

Вывих

ушиб

Симптомы травмы

Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.

Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки.

Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы)

Боль.

повреждении сосудов возможно развитие гематомы — ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки — это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли.

Меры первой помощи

Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод.

Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт.

Зафиксировать конечности(шина).

Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода.

При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков.

В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови.

Противопоказания

Нельзя травмировать движениями.

Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв.

Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава.

нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать

-массаж, тепловые процедуры, горячие ванны и компрессы противопоказаны ! в течение 4-5 дней, не прикладывать лед на голое тело (только на специальный бинтик или полотенце)

Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.

— Хорошо, молодцы.

— Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)

-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый. Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)

— Молодцы!

— Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19) (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

— Отдохнули? Поехали дальше.

Работа в группах. Разбор ситуации. (Приложение 3) Слайд 20.

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло? (ответы учащихся)

НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

— У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации. Время выполнения 5 мин.

1 группа.

Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.

Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.

2 группа.

Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.

Ситуация 2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.

Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.

3 группа.

Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.

Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.

4 группа

Ситуация 1. Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком: «Смотрите, как я могу!» — покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие, упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы.

Ситуация 2. Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.

Проверка выполненного задания.

Учащиеся высказывают свои мнения.

— Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление — перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д

-Запомните! Лечение травм — дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь. (Слайд 22-23)

5. Закрепление изученного материала. (5 мин) Слайд 24.

Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший и 1-2 учащихся, оказывающие ему помощь. Закончившие поднимают руку.

Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.

1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.

2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.

3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.

4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.

Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.

— Закончили, хорошо.

6. Рефлексия. (Слайд 25).

Оценивание результатов на уроке.

-Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (ответы учащихся)

— Что лично вам дала такая работа? (ответы учащихся)

— Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Оценки!

И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

По типу незаконченное предложение:

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я почувствовал(а), что…

я приобрел(а)…

я научился(лась)…

я попробую…

Напишите свои впечатления на листочках.

Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.

Задание на дом.

§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.

Приготовить памятки — Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Дополнительно (в оставшееся время):

— В оставшееся время хотелось бы узнать — знаете ли вы о видах травм?

Учащиеся встают и отвечают:

— Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный.

Первая причина детского травматизма — повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте — это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.

Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг.

Третья причина — пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Измайловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект интегрированного урока (СБО, физическая культура)

для обучающихся 7 класса

ОГКОУ Измайловской ШИ

На тему : «Первая медицинская помощь при травмах: вывихи, переломы».(слайд1)

Разработали :

Костюнина Т.С -учитель СБО

Феклинова О.В. -учитель физической культуры.

Р.п.Измайлово 2017

Тема : Первая медицинская помощь при травмах: вывихи, переломы.(слайд2)

Цель: формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных( чрезвычайных) ситуациях.

Задачи:

Образовательная : научится распознавать вывихи и переломы, формировать знания правил оказания первой медицинской помощи при вывихах, переломах; формировать способы действий наложения повязок при различных травмах при помощи специальных и подручных средств; обеспечивать усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации при выполнении практической работы;Коррекционно-развивающая: коррекция мыслительной деятельности, памяти на этапе актуализации; коррекция и развитие моторики кистей рук, общей моторики координации движений при наложении повязок ; Коррекция ориентировки в пространстве при выполнении практической работы;

Здоровьесберегающие : закреплять навык правильной посадки при письме; развивать мелкую моторику кисти; проводить зрительную гимнастику; формировать потребности бережного отношения к своему здоровью;

Воспитательная : обогащение чувственного опыта через участие в разных ролях на практической работе; воспитывать чувство товарищества.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: презентация ( мультимедиа, экран), таблицы, аптечка первой помощи .

Формы и виды деятельности:

  • Беседа,

  • Устный рассказ на тему с применением слайдов,

  • Работа с иллюстративным материалом, сладами,

  • Участие в учебном диалоге,

  • Практическая работа

  • Перфокарта

Основные понятия и термины : перелом, вывих, аптечка, первая медицинская помощь.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Каждый день — всегда , везде,

На занятиях, в игре

Смело ,чётко говорим

И тихонечко сидим.

А теперь проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте , все в порядке,

Все ли правильно сидим?

Все ль внимательно глядим?

И улыбку дарят все?

Здравствуйте, ребята! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. ( учительСБО)

Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.. (Учитель СБО, физкультуры)

Обучающиеся дарят друг другу улыбку.

2.Повторение изученного материала.

Что самое дорогое у человека? (учитель СБО)

Болезнь человека не красит. (учитель СБО)

Болен — лечись, а здоров — берегись. (учитель физкультуры)

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Назовите : Виды медицинских учреждений.

Что не относится к медицинским учреждениям? Исключи.( слайд 3)

Аптека , больница , спортшкола, диспансер, библиотека, детсад, поликлиника.

Правильно, Молодцы.

У кого были травмы? Какие?

(ответы обучающихся)

Учитель физкультуры.

Мы ходим в лес, катаемся на лыжах, играем в футбол, хоккей. Часто случаются при играх травмы. Трудно представить себе человека, который ни разу не порезался или не имел синяка на теле.

Любые повреждения кожи считаются раной. А если рядом не окажется медпункта? В этой ситуации мы должны уметь оказать первую медицинскую помощь. Первая медицинская помощь — это всего лишь временная мера при несчастном случае, предпринимаемая для того, чтобы спасти жизнь пострадавшего человека, предотвратить дополнительные травмы, облегчить его страдания. Это значить вовремя и умело помочь своему товарищу.

Учитель СБО. Посмотрите на экран .Кроссворд.( слайд4)

Нам с вами нужно правильно ответить на вопросы и получим ключевое слово!

1.Пакетик с прогревающим желтым порошком (горчичник)

2.Какой медицинский инструмент используют для укола? (шприц)

3.Что применяют при головной боли? (таблетка)

4.Средство для обработки раны (йод)

5.Что используют для остановки крови? (жгут)

6.Как называется нож, которым хирург делает операцию? (скальпель)

7.Работник медицинского учреждения (санитар)

8.Средство для перевязки (бинт)

9.Что нужно обязательно взять с собой, когда идешь в поход? (аптечка)

— Какое слово получилось?

Ответы обучающихся.

А он поможет для оказания помощи?

Ответы детей.

Ребята выпрямите свои спины, сядьте правильно. Чем может грозить неправильно сидение за столом?

Ответы детей.

Учитель СБО:.

«Домашняя аптечка»( слайд 5)

Определите. Поставь правильно цифры.

Перевязочный материал — это …

Дезинфицирующие средства — это …

Измеряет температуру тела человека — это …

Останавливает кровь — это …

Лекарственные средства — это …

1)жгут; 2)бинт и вата; 3)таблетки от кашля, при головной боли,

жаропонижающие, мази, настои; 4) йод, бриллиантовая зелень; 5)термометр.

3.Изучение нового материала.

Рассказ учителя СБО:

В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача. А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе. Надежда только на тех людей, которые оказались по близости. Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы.

Обучающиеся записывают в тетрадь тему урока.

Что же такое травма? Вывих ? Перелом?

  • Травма — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия .

  • Перелом — это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным.( слайд 6)

  • Вывих — это полное смещение суставных поверхностей костей за пределы сустава по отношению друг к другу.( слайд 7)

Памятка

Первая помощь при вывихе

При неосторожном прыжке, резком движении, падении, ударе происходит иногда смещение костей в суставах, происходит вывих.

Вывих — это полное смещение суставных поверхностей костей за пределы сустава по отношению друг к другу.

Симптомы: боль в конечностях, невозможность движений в суставе.

При вывихе надо:

  1. Обеспечить полную неподвижность поврежденной части с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручного материала);

  2. Приложить «холод» к месту травмы;

  3. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение с обеспечением состояния покоя у больного.

Нельзя:

— пытаться самим вправлять вывих. Сделать это должен только медицинский работник.

Памятка:

Первая помощь при переломах.

Перелом плечевой кости, плечевого и локтевого сустава.

  1. Поврежденной руке необходимо обеспечить полную неподвижность. Для этого её подвешивают на косыночной повязке, либо осторожно прибинтовывают в согнутом положении к туловищу.

  2. Доставить пострадавшего в больницу.

  3. После наложения гипсовой повязки необходимо производить движение пальцами.

  4. Если из — за повреждения нервов пальцы и кисть не двигаются самостоятельно, сгибайте и разгибайте их, помогая здоровой рукой.

  5. После снятия гипсовой повязки необходимо ежедневно делать лечебную физкультуру, массаж.

  6. В период восстановления не поднимайте и не носите груз более 1-2 кг.

Жгут накладывается при открытых переломах (показ на таблице)

— Как помочь при переломах?

  • остановить кровотечение;

  • придать ноге или руке неподвижное состояние.

— Как это сделать? (наложить шину)

— Что мы будем делать, если рядом не оказалось медицинских средств?

(использовать поручные средства)

— Какие подручные средства? (рассматривают таблицу)

Правила накладывания шины

  • палочки должны быть ровные;

  • обмотать тканью или подложить под палочки;

  • палочки накладывают с двух сторон;

  • фиксируют;

  • подвязывают руки.

Обучающиеся записывают в тетрадь.

  • перелом предплечья;

  • кисти;

  • бедра;

  • таза;

  • стопы.

— Как зафиксировать перелом, если не оказалось подручных средств? (привязать ногу к ноге)

Физминутка.( слайд 8)

  1. Упражнения (Учитель физкультуры)

    Потягивание.

И.П. — Ноги на ширине плеч

на счёт 1 — 2 поднять руки вверх, встав на носки, потянуться — вдох.

На счет 3 -4 опуститься на всю ступню, опустить руки — выдох.

Повторить 6-8 раз.

2. Отведение рук и ноги назад.

И.П. — О.С. Отвести руки максимально назад.

На счет 1 отставить ногу назад на носок и прогнуть спину — вдох.

На счет 2 вернуться в И.П. — выдох.

То же другой ногой.

Повторить 6-8 раз.

3. Повороты в стороны.

И.П. — Ноги на ширине плеч, руки к плечам.

на счет 1 — повернуть туловище влево — вдох;

на счет 2 — вернуться в И.П. — выдох.

Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.

Повторить 6-8 раз.

4. Наклоны в стороны.

И.П. — ноги врозь, руки за головой.

На счет 1 — наклонить туловище влево — выдох;

на счет 2 — выпрямиться в и.п. — вдох.

Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.

Повторить 6-8 раз.

5. «Дровосек».

И.П. -широкая стойка, руки вверх, пальцы сцеплены в замок.

На счет 1 — наклони вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох;

На счет 2 — выпрямиться в и.п. — вдох.

При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.

Повторить 6-8 раз.

4.Закрепление путём практических работ и тренировочных

упражнений.

Сценка.

В сценке участвуют два человека: врач и пациент .

Пациент- Ой, болит, болит, болит!

Врач — Что болит?

Пациент — Зуб болит.

Врач — Вчера у меня были?

Пациент — Нет.

Врач — Вот мой совет: возьмите ниточку, один конец привяжите к зубу, а другой — к двери. И пусть кто-нибудь из вашей семьи откроет дверь. Завтра придете.

Пациент — Ой, болит, болит, болит!

Врач — Что болит?

Пациент — Зуб болит.

Врач — Вчера у меня были?

Пациент — Да.

Врач — Как мой совет?

Пациент — Оторвало.

Врач — Что оторвало?

Пациент — Ручку от двери.

Врач — Вот другой совет: возьми веревку, один конец привяжите к зубу, а другой — к ножке стола, кто-нибудь отодвинет стол на полметра. Завтра придете.

Пациент — Ой, болит, болит, болит.

Врач — Что болит?

Пациент — Зуб болит.

Врач — Вчера у меня были?

Пациент — Да.

Врач — Как мой совет?

Пациент — Оторвало.

Врач — Что оторвало?

Пациент — Ножку от стола.

Врач — Вот еще совет: возьми толстый канат, один конец привяжи к зубу, а другой — к вагону поезда.

Завтра придете.

Пациент — Не болит, не болит.

Врач — Что не болит?

Пациент — Зуб не болит.

Врач — Вчера у меня были?

Пациент — Да.

Врач — Ну как мой совет?

Пациент — Оторвало.

Врач — Что оторвало?

Пациент — Вагон от состава.

Врач — А где же зуб?

Пациент — Начальник станции выбил.

— Правильно была оказана первая медицинская помощь?

Ответы обучающихся.

Учитель СБО:

Глаза закрывайте,

Уши напрягайте,

Заданье шепотом Вам дам,

Старайся сделать его сам.

Практические задания. ( слайд 9)

1 задание. Укомплектовать домашнюю аптечку.

Проверяем .( слайд 10)

Ответы детей.

2 задание. Буквенное задание . ( слайд 11)

Записаны верные и неверные утверждения.

Нужно выписать буквы верных утверждений.

«б»- микстура с просроченным сроком годности

«а»- бинт

«г»- таблетки без упаковки

«п»- таблетки в упаковке

«т»- градусник

«о»- настой трав

«е»- вата

«з»- горчичники без упаковки

«к»- марля

«а»- горчичники в упаковке.

Ключевое слово- « Аптека».

3 задание. Перфокарта.

Коллективная работа.( слайд12)

Молодцы , ребята. Заполнили правильно.

4 задание. Проверочный тест для обучающихся.

1.Виды переломов:

а) сильные

б) слабые

в) открытые

2.Нарушение целостности, повреждение кости:

а)перелом

б)вывих

в) растяжение

3.Для иммобилизации конечности необходим:

а) жгут

б) шина

в)лейкопластырь

4. первая помощь при вывихе:

А) тепло

б)холод

в)обильное питье

5.Смещение костей в суставе:

а)Растяжение

б)вывих

в) перелом

6. К антисептикам относятся:

а) таблетки

б) йод

в) лейкопластырь

7.Вид лекарства для наружного применения:

а) мазь

б) микстура

в) таблетки

8.К перевязочному материалу относят:

а) термометр

б)бинт

в)пинцет

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения (Учитель физкультуры)

Физминутка.( слайд 13)

Упражнение «Гора»

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! — решили они. — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно — сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

Итог урока.

Отвечают на вопрос учителя СБО

Как называлась тема нашего урока?

Ответы детей.

Что вы узнали нового?

Ответы детей.

— Ребята, а если ваш одноклассник заболел, как можно ему помочь?

(Примеры ответов: позвонить, навестить, рассказать, что было в школе.)

Что было трудно вам?

Ответы детей.

Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

А теперь предлагаю вам применить полученные знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас.

Я дам вам время на обдумывание ваших действий , по истечении которого вы предложите свои варианты решения данной ситуации.

Нестандартная проблемная ситуация.( слайд 14)

В лыжном походе один из одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили , что перелом открытый ,на месте перелома рана . Аптечку в поход не взяли ,до поселка далеко.

Предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы в

Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №15
Медицинский стаж: 20 лет
Ведущий врач-терапевт
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши травмы
Adblock
detector