В.1 ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ ЛПУ

Факторы риска, негативно влияющие на пациента в ЛПУ, можно условно разделить на две группы:

1) психосоциальные;

2) угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

Психосоциальные факторы риска для пациента.

• измененная ролевая функция;

• сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций;

• высокая степень риска от неустойчивости жизнедеятельности;

• сниженная реакция па социальное взаимодействие;

• синдром стресса перемещения;

• нарушение чувства собственного достоинства.

Психология пациента характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка (например, боль, лихорадка и др.), представлениями о болезни, а с другой — определенным отношением к болезни. У больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, связи с незнакомыми до болезни людьми. Важной задачей медицинской сестры является проникновение в психологию больного. Для правильной организации ухода за пациентом нужно знать, как пациент реагирует на своё заболевание.

Среди мероприятий по снижению факторов риска для пациентов является обеспечение режима эмоциональной безопасности:

• поддержание тишины, спокойной и доброжелательной обстановки в отделении;

• общение с пациентом негромким голосом только с положительной интонацией;

• создание удобного интерьера, наличие помещений для отдыха и посещений пациентов близкими;

• организация досуга пациентов, обеспечение возможности заняться какой-либо доступной деятельностью, например чтением, вязанием, просмотром телепередач;

• устранение отрицательных эмоций, которые могут быть вызваны у пациентов видом медицинских инструментов, предметов ухода, испачканных кровью и выделениями;

• обеспечение соответствующей обстановки и психологической поддержки при проведении каждой манипуляции (медицинская сестра не должна проявлять раздражения по поводу страхов и стеснительности пациента);

• рациональное заполнение палат (это помогает пациентам более полноценно удовлетворять потребность в общении);

• обеспечение тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.

Факторы риска для пациентов, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

• снижение защитных функций организма;

• нарушение (расстройство) схемы тела;

• нерешительность, противоречивость при принятии решения;

• высокий риск осложнений лекарственной терапии;

• высокий риск ВБИ;

• высокий риск травм, повреждений;

• высокий риск ожогов, переохлаждений;

• высокий риск поражений электрическим током во время процедур;

• пониженная физическая подвижность;

• обессиливание (общая слабость);

• недостаточная самогигиена.

Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медицинская сестра в первую очередь должна ознакомить пациента с распорядком дня,

режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением. С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных процедур и манипуляций больной должен

знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.

Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть

сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Для профилактики ВБИ медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.

Для предупреждения факторов риска пациентов необходимо придерживаться определенных правил.

1. Кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.

2. Для предупреждения падений в помещениях ЛПУ не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.

3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.

4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу.

5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.

6. Ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять

прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.

7. Все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания

или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы. Если медицинская сестра вынуждена оставить на время человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.

8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.

9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.

10. Ослабленные и престарелые больные должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.

11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.

12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.

13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.

14. При вставании из ванны или усаживании в нее больной не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек

может получить ожоги.

15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.

16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.

17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить и есть только в присутствии второго лица.

18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.

19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.

20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока больной там находится.

Понятие о лечебно-охранительном режиме ЛПУ

Факторы агрессии больничной среды

Инфекционный фактор — микробный — риск ВБИ. Только постинъекционные осложнения составляют 42% ВБИ. Профилактические меры обеспечивает неукоснительное соблюдение СПЭР.

Токсический фактор — химический. Имеется риск контактных дерматитов, аллергических состояний, отравлений при использовании дезинфектантов, медикаментозных средств, некачественных продуктов питания.

Психологический фактор -напряженная обстановка, страдания, боль оказывают эмоциональное, стрессовое воздействие.

Физический фактор — травмирующий. Источниками могут быть электрооборудование, использование открытого пламени, радиационного, ультрафиолетового излучения, нарушение правил биомеханики при передвижении.

Снижение у пациентов риска ожогов

  • контроль температуры воды при применении грелки, при водолечении, во время гигиенических процедур — использование водного термометра, наблюдение за состоянием пациента во время процедуры;
  • соблюдать технику безопасности при работе с открытым источником огня: предварительно отжимать смоченный спиртом фитиль при постановке банок, не зажигать огонь на расстоянии менее 5 метров от кислородного баллона;
  • предотвращать химические ожоги — контроль при постановке горчичников, полуспиртового компресса, йодной сетки и др.
  • запрещать пациентам разжигать огонь в отделении;
  • следить за соблюдением противопожарной безопасности в отделении — наличие плана эвакуации, средств тушения.

Снижение у пациентов риска отравлений

  • соблюдать требования к хранению и использованию дезсредств в лечебных отделениях — хранить в проветриваемых помещениях, в запирающихся шкафах, в закрытых емкостях, исключив доступ к ним пациентов;
  • соблюдать требования к хранению медикаментов — хранить в запирающихся шкафах или холодильниках, на маркированных полках, в промаркированных емкостях;
  • соблюдать требования к использованию медикаментов — контролировать срок годности, целостность упаковки, производить визуальный и органолептический контроль пригодности;
  • исключать токсическое воздействие паров ртути в случае разбивания термометров;
  • соблюдать требования к хранению продуктов, принесенных родственниками пациентов — хранение в холодильнике. контролировать срок годности и качество;
  • контролировать доставку продуктов питания в лечебное отделение и их хранение в буфетной.
  • контролировать условия питания пациентов.

Снижение у пациентов риска поражения электрическим током

  • следить за использованием только исправного, заземленного электрооборудования;
  • следить за сохранением целостности электропроводки;
  • следить за исправностью электрических розеток;
  • запрещать пациентам выдергивать вилку из розетки за шнур;
  • исключить использование электроприборов в местах с повышенной влажностью;
  • запрещать выключение электроприборов влажными руками;
  • запрещать пользовании электроприбора и одновременно касаться радиаторов, водопроводных труб и других заземленных металлических конструкций;
  • запрещать перегружать электрическую сеть;
  • следить, чтобы провода от электрооборудования не касались тела пациента.

Снижение у пациентов риска поражения травматизма

  • выявить имеющиеся факторы риска падения — возраст старше 65 лет, нарушение зрения, расстройство походки, дезориентированность, спутанность сознания, медикаментозное лечение (транквилизаторы, седативные, снотворные препараты);
  • привести кровать в максимально низкое положение, использовать тормоз и боковые заграждения;
  • чаще наблюдать пациента, разместить предметы первой необходимости (стакан с водой, очки) в доступном месте;
  • обеспечить пациента средством связи с медсестрой;
  • обеспечить ночное освещение;
  • исключить влажный пол, лишние предметы на пути перемещения пациента;
  • оказывать пациенту помощь при перемещении.

Презентация лекции по теме «Организация безопасной среды для пациента. ЛОР»

Инфоурок

› Другое ›Презентации›Презентация лекции по теме «Организация безопасной среды для пациента. ЛОР»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема лекции: Организация безопасной среды для пациента. (ЛОР).

2 слайд

Описание слайда:

План лекции. 1. Факторы риска для пациентов в ЛПУ. 2. Организация лечебно-охранительного режима стационара. 3. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев. 4. Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током.

3 слайд

Описание слайда:

Факторы риска для пациента Факторы риска, негативно влияющие на пациента в ЛПУ, можно разделить на две группы: 1.Психосоциальные факторы: • Измененная ролевая функция. • Сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций. • Высокая степень риска от неустойчивости жизнедеятельности. • Сниженная реакция на социальное взаимодействие. • Синдром стресса перемещения. • Нарушение чувства собственного достоинства.

4 слайд

Описание слайда:

2. Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека: • Снижение защитных функций организма. • Нарушение схемы тела. • Нерешительность, противоречивость при принятии решения. • Высокий риск осложнений лекарственной терапии. • Высокий риск ВБИ. • Высокий риск травм, повреждений • Высокий риск ожогов, переохлаждений. • Высокий риск поражений электрическим током во время процедур. • Понижение физической активности. • Общая слабость. • Недостаточная самогигиена.

5 слайд

Описание слайда:

Безопасная больничная среда — среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности.

6 слайд

Описание слайда:

Мероприятия для организации безопасной больничной среды: 1.Режим инфекционной безопасности: дезинфекция; стерилизация; дезинсекция; дератизация. 2.Мероприятия обеспечивающие личную гигиену пациента и персонала: А) Личная гигиена пациента: Уход за кожей и естественными складками. Уход за слизистыми. Своевременная смена постельного и нательного белья. Профилактика пролежней. Обеспечение судном и мочеприемником. Б) Личная гигиена медперсонала: Использование соответствующей спецодежды. Сменная обувь. Чистота тела, рук. 3. Лечебно-охранительный режим.

7 слайд

Описание слайда:

Лечебно-охранительный режим — это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и медперсонала. Он включает следующие элементы: Обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента. Строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций. Обеспечение режима рациональной двигательной активности.

8 слайд

Описание слайда:

Цель мероприятий по обеспечению режима эмоциональной безопасности: Устранить отрицательное влияние больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека. Дать больше положительных эмоций, что поможет в лучшей и скорейшей адаптации к условиям стационара. Мероприятия по обеспечению режима эмоциональной безопасности в ЛПУ: • Поддержание тишины, спокойной, доброжелательной обстановки в отделении. • Общение с пациентом негромким голосом только с положительной интонацией. • Создание удобного интерьера. • Организация досуга пациентов. • Устранение отрицательных эмоций. • Обеспечение соответствующей обстановки и психологической поддержки при проведении каждой манипуляции. • Рациональное заполнение палат. • Обеспечение тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.

9 слайд

Описание слайда:

Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций включают: 1.Соблюдение режима дня: приема пищи; сна и отдыха; утреннего и вечернего туалета; врачебных обходов; выполнения назначений врача; приема передач и посещений родственников. 2.Правила безопасности при выполнении манипуляций: снижение риска травм во время выполнения процедур; снижение риска поражений электрическим током; снижение риска ожогов; снижение риска отравлений.

10 слайд

Описание слайда:

Соблюдение всех правил по организации безопасной больничной среды обеспечивает: условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит — качественный уход; возможность организовать слаженную работу всего медицинского коллектива и более рационально использовать время каждого; профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно велик, как для пациента, так и для медицинского работника.

11 слайд

Описание слайда:

Методы снижения риска электротравм: Перед использованием электроприбора должна быть изучена инструкция по его эксплуатации. Применяйте только заземленное оборудование! Не пользуйтесь оборудованием, исправность которого вызывает сомнение. Используйте только исправные розетки. Не допускайте запутывания проводов, убедитесь в их целостности перед использованием. Никогда не выдергивайте штепсель, потянув за шнур. Не применяйте электроприборы во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин, душей, унитазов. Не допускайте сетевой перегрузки, то есть не используйте большое количество приборов от одной розетки.

12 слайд

Описание слайда:

Режим рациональной двигательной активности включает: 1.Режим двигательной активности пациента по назначению врача. 2.Правила биомеханики для безопасного передвижения пациента и медперсонала: При транспортировке пациента; При перемещениях пациента; При укладывании пациента в постели; В положении сидя и стоя; При подъеме и перемещении тяжестей.

13 слайд

Описание слайда:

Режим двигательной активности — это режим, который регламентирует мышечную деятельность пациента в соответствии с врачебными назначениями. Виды режимов двигательной активности: 1. Общий (свободный) — пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы. Разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы. 2. Палатный — пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты. 3. Полупостельный — пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, туалет в сопровождении медицинской сестры. 4. Постельный — пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом. 5. Строгий постельный — пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок. ЗАПОМНИТЕ! Нарушение двигательной активности может повлечь за собой тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода.

14 слайд

Описание слайда:

При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели. Различают: 1. Активное положение — пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения. 2. Пассивное положение — пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять, например, в первые часы после инфаркта). 3. Вынужденное положение — пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.

15 слайд

Описание слайда:

Пациенты с высоким риском падений: В возрасте старше 65 лет. Имевшие случаи падений в прошлом. Имеющие физиологические проблемы: -нарушение зрения, слуха; — ограничение двигательной активности; — нарушение равновесия, шаткость при ходьбе; -общая слабость вследствие болезни, истощения; — частый жидкий стул; — частое мочеиспускание. Имеющие психологические проблемы: — спутанность сознания; -психологический стресс. Имеющие побочные эффекты лекарственной терапии мочегонными, гипотензивными, транквилизаторами, анальгетиками, антигистаминными, слабительными.

16 слайд

Описание слайда:

Для предупреждения факторов, угрожающих безопасности жизнедеятельности человека (падений и других травм) необходимо придерживаться определенных правил: 1. Кровать пациента, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова. 2. На полу не должно быть высоких порогов, проводов и др. предметов. 3. Адекватное освещение лестниц и коридоров. 4. Сухой пол. 5. Адекватная обувь пациентов. 6. Коридоры и лестницы должны быть снабжены перилами. 7. Следить за техническим состоянием транспорта для перемещения и транспортировки пациентов. 8. При необходимости использовать приспособления, облегчающие передвижения: ходунки, трости, костыли. 9. Ослабленные и престарелые пациенты при пользовании ванной или туалетом не должны закрыть дверь на задвижку. 10. Кровать тяжелобольного должна иметь боковые бортики. 11. Пациентам с недержанием мочи и кала нельзя пользовать электрогрелками. 12. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с кислородными устройствами. 13. Своевременно осуществлять кормление, осуществление физиологических отправлений, гигиенические мероприятия. 14. Все необходимые пациенту предметы расположить в местах, легко ему доступных.

17 слайд

Описание слайда:

Правила, которые помогают предотвратить повреждения органов и тканей при осуществлении различных перемещений тяжелобольного человека, основаны на законах биомеханики. Биомеханика — наука, изучающая законы механического движения в живых системах. Биомеханика в медицине — изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении.

18 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Обязательный компонент (0,3 часа): Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника (стр. 70, 114 — 122), работа с тестовыми заданиями, таблицами. Творческий компонент по выбору студента (0,7 часа): Работа над информационными сообщениями, составление презентаций, подготовка бесед, подготовка санбюллетеня, подготовка книжек-раскладок по теме с использованием информационно-коммуникационных технологий: «Безопасная окружающая среда и здоровье», «Инфекционная угроза пациенту в стационаре».

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-636540

Вам будут интересны эти курсы:

Литература:
  1. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  2. Ковнер, «Очерки истории M.».
  3. Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».
  4. https://cyberpedia.su/7x5d2f.html.
  5. https://intuit.ru/studies/courses/3575/817/lecture/29049?page=3.
  6. https://infourok.ru/prezentaciya-lekcii-po-teme-organizaciya-bezopasnoy-sredi-dlya-pacienta-lor-3781734.html.
  7. Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
  8. Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №15
Медицинский стаж: 20 лет
Ведущий врач-терапевт
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши травмы
Adblock
detector