ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ В 6 КЛАССЕ. УРОК № 6. «ПОТЁРТОСТИ И МОЗОЛИ.ССАДИНЫ И ПОРЕЗЫ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ОБЖ В 6 КЛАССЕ.

УРОК № 25.

Тема урока: « Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы».

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

6 класс

Тема урока

«Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы»

Базовый учебник

Основы безопасности жизнежеятельности.6 класс. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников .Москва, «Просвещение», 2012

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель обучения

Ознакомление учащихся с понятиями: первая помощь при травмах, виды травм: ссадины, потертости, ушибы, вывихи, растяжения, разрывы связок .

Цель развития

Развитие логического мышления, навыков работы с научным текстом, коммуникативных навыков, навыков практического применения полученных знаний.

Цель воспитания

Воспитание культуры грамотной работы с текстом, стремления вести здоровый образ жизни, дисциплинированности.

Планируемые результаты:

Предметные

Понимание значения терминов первая помощь при травмах, виды травм: ссадины, потертости, ушибы, вывихи, растяжения, разрывы связок . .

Метапредметные

Умение находить информацию в научном тексте, работать в паре, группе, в экстремальной ситуации.

Личностные

Понимание значения умения оказывать первую помощь при травмах.

Ресурсы:

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал;

презентация

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

УУД познавательные коммуникативные регулятивные

Самоопределение к деятельности и актуализация знаний

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок

Отвечают на приветствие учителя, контролируют готовность к уроку. Смотрят, друг другу в глаза, улыбаются, желают удачи.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудниче-ство с учителем.

  1. Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе по его мере необходимости.

Задает вопросы по теме «Личная гигиена»

Отвечают на вопросы

Определение темы урока. Целеполагание.

Знание правил личной гигиены

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

  1. Формулировка темы и цели урока, мотивация учебной деятельности

Помогает учащимся сформулировать тему урока. Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Предлагает задания и побуждает к формулированию учебных целей и задач: «Ребята, рассмотрите, что находится на столике Айболита, и попробуйте сформулировать тему урока и свою цель на уроке»

Задание «Столик Айболита» (На столике лекарственные средства, необходимые при оказании первой медицинской помощи: перекись водорода, йод, зеленка, бинт…)

Формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь Ставят перед собой цели.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области

Целеполагание как постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; владеть устной и письменной речью, строить монологические высказывания

«Открытие» нового знания

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Предлагает выполнить задание

Предлагает самостоятельно изучить способы оказания первой помощи в учебнике

Соотнесите виды травм с их признаками (по карточкам:

потертость (мозоль) нарушение целостности кожи,

сопровождающееся небольшим

кровотечением

ушиб повреждение кожи вызванное

трением

вывих частичный надрыв или полный

разрыв связки,

который возникает

в последствие травматического

воздействия на связочный аппарат).

Выполняют задание

Изучают материал учебника

Усвоение видов травм, их признаков

Усвоение способов оказания первой медицинской помощи

Контроль за процессом деятельности и ее результатом

Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, главного и второстепенного

Применение новых знаний по изученному алгоритму. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал.

5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Предлагает отработать практические навыки оказания первой помощи в парах

Ребята, а если нет под руками лекарственных средств, какие растения можно использовать как лекарственные? Посмотрим учебник на стр…

Работают в парах по инструкции

Умение оказать первую помощь

.

Развитие коммуникативных навыков. Организация собственной учебной деятельности.

6. Динамическая пауза

7.Физминутка

Предлагает выполнить разминку

Выполняют упражнения

Углубление сформированных компетенций

8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Задает вопросы:

Итак, что надо учитывать при оказании первой помощи при травмах? (Вид травмы)

Как обрабатывается рана при ссадинах? Смазываем ли мы ее зеленкой? Почему? А чем надо смазывать ее?

Задает домашнее задание

Заполнить таблицу в учебнике на стр.142

Отвечают на вопросы

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью

Рефлексия

9. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Побуждает учащихся к рефлексии, формулировке выводов:

— Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— У вас на столе есть карта для оценки своей работы. Как бы вы оценили свою работу?

Предлагаю вам продолжить фразу:

— Сегодня я узнал …

— Сегодня я научился

— Теперь я могу …

Осуществляют самооценку

Формирование адекватной самооценки

Разработка урока по ОБЖ в 6 классе «Первая медицинская помощь при травмах»

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа

Оренбургского района» Оренбургской области

Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ

высшей квалификационной категории

Панарин Петр Анатольевич

п. Экспериментальный — 2016 г.

Пояснительная записка

УРОК № 28

6 класс

Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах

Цель урока: Познакомить учащихся с видами травм, их

признаками и алгоритмом действий при

оказании первой медицинской помощи.

Урок проводится согласно календарно — тематического планирования по программе для общеобразовательных школ под редакцией А.Т. Смирнова

2011 года.

На уроке используется:

Учебник ОБЖ: 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. — 6-изд. — М.: Просвещение, 2012. — 191

Приложение из слайдов презентации разработана и создана автором методической разработки урока — П.А. Панарин.

ТАВС (технические аудио — видео системы): интерактивная доска, ноутбук, проектор, экран.

УРОК № 28

6 класс

Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах

Цель урока: Познакомить учащихся с видами травм, их

признаками и алгоритмом действий при

оказании первой медицинской помощи.

(слайд № 1)

Ход урока:

I. Организационный момент: (готовность к уроку, доклад дежурного)

(2 мин.)

II. Опрос домашнего задания: Потёртости, мозоли, ссадины и порезы.

(15 мин.)

1. Как можно предупредить образование потёртостей и мозолей?

Ответ: Следует пользоваться предварительно разношенной (но и не слишком свободной) обувью, без неровностей и складок внутри. Носки должны быть из мягкого материала, по размеру, без узлов, заплат, грубой штопки.

2. Что предпринять, если потёртость или мозоль уже образовались?

Ответ: Обнаружив признаки потёртости ( покраснение кожи, её

болезненность), необходимо заклеить повреждённый участок кожи

лейкопластырем, подогнать обувь и дать ноге отдохнуть. Если мозоль

уже образовалась, то вскрыв пузырь, надо наложить на это место

тугую повязку с синтомициновой эмульсией. Повязка должна быть

компактной.

3. Первая медицинская помощь при порезе и ссадине.

Ответ: При порезе необходимо прижать ранку пальцем (через

стерильную салфетку) на несколько минут, затем обработать

края ранки раствором йода или перекиси водорода и наложить

бинт. При необходимости доставить в лечебное учреждение.

Помни: прежде чем оказывать помощь, тщательно вымой руки..

Подведение итогов.

Физическая минутка (видеоролик) (2 мин.)

III. Основная часть урока: (20 мин.)

Тема сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при травмах». Мы с вами познакомимся с видами травм, их признаками и алгоритмом действий при оказании первой медицинской помощи.

Нередко от падения, неловкого движения, удара о твёрдый предмет могут произойти различные травмы — от лёгких ушибов тканей до тяжёлых переломов костей. (слайд № 2)

Какие виды травм существуют?

Виды травм: Ушибы. Растяжения. Сдавление. Вывихи. Переломы. (слайд № 3)

Ушиб — это закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). Тяжесть повреждения тканей зависит от величины веса, формы предмета, которым был нанесен удар или о который ударился человек, от силы удара, возраста пострадавшего, места травмы и сопротивляемости тканей. Помимо повреждения тканей, при ушибах всегда в той или ной степени, нарушается целостность лимфатических и кровеносных сосудов. (слайд № 4)

Первая медицинская помощь при ушибах.

Сразу на место ушиба груз (сдавливаем сосуды, уменьшаем кровотечение).

По возможности сделать тугое бинтование.

Холод на место ушиба. Держать 1 час

(по 15-20 минут, с интервалом 5-10 минут).

Если зона ушиба расположена близко к кости

(голень, предплечье, сустав) обратиться в

медицинское учреждение для исключения

повреждения кости (перелома).

Три-четыре дня, кроме тугого бинтования, не применять ни каких действий к месту ушиба. Затем любое сухое тепло (грелка, растирания, физиопроцедуры).

При выраженной боли в первые сутки принимать обезболивающие препараты, с учетом индивидуальной переносимости, из расчета 1таб. — до 70 кг веса, 2 таб. > 70 кг веса.

При подозрении на перелом произвести иммобилизацию и транспортировать в травмпункт.

Признаки ушиба: Боль. Покраснение. Припухлость. Местное повышение температуры. (слайд № 5)

Растяжение связок. Растяжение (частичный разрыв) связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Чрезмерная нагрузка может привести к разрыву сосудов и частичному надрыву или полному разрыву волокон связки. Растяжение связок возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный. Иногда растяжение связок может иметь серьезные функциональные последствия, так как сустав после растяжения или разрыва связок может стать менее устойчивым, что повышает вероятность повторной травмы. (слайд № 6)

Первая медицинская помощь при растяжении связок

В первые минуты после травмы наложить холод на место

повреждения. Затем зафиксировать его эластичным

бинтом, но не заматывать его слишком туго, чтобы не

нарушить кровообращение. При наложении эластичного

бинта соблюдать анатомическое положение сустава.

Если пострадавший испытывает чувство онемения в

забинтованной конечности, повязку следует ослабить.

Поверх бинта к травмированному месту полезно снова

приложить холод.

Признаки растяжения и разрыва связок.

Постоянная боль.

Кровоизлияние в месте травмы.

Резкое ограничение функции сустава.

Болезненность при пальпации.

При растяжении и разрыве связок конечность, в отличие от переломов и вывихов, не деформируется. (слайд № 7)

Сдавление. Очень тяжелой травмой конечности является сдавление, при котором происходит размозжение мышц, подкожной жировой клетчатки, сосудов и нервов. Такие повреждения возникают от давления больших тяжестей (стена, балка, земля) во время обвалов, бомбардировок, землетрясений. Сдавления сопровождаются развитием шока, а в последующем — отравлением организма продуктами распада разрушенных мягких тканей. (слайд № 8)

Основной задачей первой помощи при сдавлении

является организация мер по немедленному

извлечению пострадавшего из-под обрушившихся

на него тяжестей. Сразу после освобождения от

тяжестей для предотвращения поступления ядовитых

продуктов распада в организм из размозженных тканей

конечностей на последние необходимо наложить

жгуты как можно ближе к основанию конечности, как при остановке артериального кровотечения, обложить конечности пузырями со льдом или тканью, смоченной холодной водой. Поврежденные конечности иммобилизуют при помощи шин. У таких больных очень часто уже в момент травмы развивается тяжелое общее состояние — шок.

Для борьбы с шоком или для его профилактики больного следует тепло укрыть, дать водки, вина, горячего кофе или чая. По возможности следует ввести наркотики (омнопон, морфин), сердечные средства. Больной подлежит немедленной транспортировке в лечебное учреждение в положении лежа.

при сдавление происходит размозжение мышц, подкожной жировой клетчатки, сосудов и нервов. Такие повреждения возникают от давления больших тяжестей (стена, балка, земля) во время обвалов, бомбардировок, землетрясений.

Сдавления сопровождаются развитием шока, а в последующем — отравлением организма продуктами распада разрушенных мягких тканей. (слайд № 9)

Перелом — это полное или частичное нарушение

целостности кости, возникшее при внешнем

механическом воздействии. (слайд № 10)

Виды переломов.

Закрытый перелом- целостность кожного покрова не

нарушена.

Открытый перелом- нарушена целостность кожного покрова над местом деформации, перелома или вблизи него.

Первая медицинская помощь при переломах.

Если пострадавший в сознании и адекватен, то необходимо выяснить у него место наибольшей болезненности и обстоятельства получения травмы.

При открытом переломе одежду над местом перелома РАЗРЕЗАТЬ (не снимать).

ВНИМАНИЕ! В случае открытого перелома в рану отломки кости НЕ ВПРАВЛЯТЬ!

Осмотреть рану, определить вид и силу кровотечения, произвести остановку кровотечения и обработку раны.

Обработать саму рану.

Дать 1-2 таблетки обезболивающего препарата.

Сделать иммобилизацию.

Транспортировка в травмпункт.

(слайд № 10)

Признаки перелома.

Деформация (изменение формы конечности, укорочение или изменение ее оси).

Локальная (местная) боль.

Припухлость мягких тканей над переломом, кровоизлияние в них.

При открытых переломах — рваная рана с видимыми отломками кости, или без них.

Нарушение функции конечности.

При пальпации слышен «хруст» сломанной кости. При переломах позвоночника возможно выпадение чувствительности и движений ниже места повреждения, нарушение мочеиспускания. Истечение из носа крови, а из ушей жидкости красно- желтого цвета (крови и сукровицы) говорит о возможном переломе основания черепа. (слайд № 11)

Вывих — это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. Вывихи возникают чаще в суставах, имеющих форму шара или блока (плечевой, тазобедренный, локтевой). Когда головка кости выходит за пределы своего нормального положения, происходит растяжение или разрыв связок. Воздействие большой силы, приведший к вывиху, может также вызвать перелом кости, повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Вывих обычно легко определить по видимой деформации сустава. (слайд № 12)

Первая медицинская помощь при вывихах.

Самим НЕ ВПРАВЛЯТЬ!

Холод на сустав.

1-2 таблетки обезболивающего препарата.

Иммобилизация и госпитализация.

Чем быстрее пострадавший будет доставлен

в лечебное учреждение, тем легче вправление

вывиха.

Признаки вывиха.

Западение в области сустава.

Боль.

Невозможность движения.

Пружинящая амортизация. (слайд № 13)

IV. Рефлексия (4 мин.)

Повторить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при различных видах травм:

  • ушиб (слайд № 4)

  • растяжение связок (слайд № 6)

  • сдавление (слайд № 8)

  • перелом (слайд № 10)

  • вывих (слайд № 12)

В конце урока приведём пример обезболивающих и разогревающих средств при получении одного из видов травм. (слайд №14)

V. Домашнее задание: (2 мин.)

§5 стр. 144 — 149.

ОБЖ 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.

Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. — 6-изд. — М.: Просвещение, 2012. —

191 (слайд №15)

Будьте здоровы! Будьте здоровы! Будьте любезны не хворать! (слайд №16)

Самоанализ

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок «открытия» нового знания закрепления его

Цель урока: Познакомить учащихся с видами травм, их признаками и алгоритмом действий при оказании первой медицинской помощи.

Используемая технология развивающего обучения:

технология проблемного обучения.

Формы учебной работы, используемые на уроке:

1) фронтальная работа со всем классом

2) групповая работа

3) индивидуальная работа

Методы, используемые на уроке:

  1. эвристический метод

  2. исследовательский метод (частично).

Изучив материал урока, учащиеся должны знать:

Правила оказания первой помощи при различных видах трав;

знать алгоритм оказания первой помощи;

давать рекомендации людям по оказанию первой помощи при различных травмах.

Задачи урока:

*​ образовательная — сформировать систему знаний об оказании первой помощи при различных видах травм;

*​ развивающая — развить саногенное мышление, способность к

гипотетической деятельности в условиях оказания первой помощи;

*​ воспитательная — воспитать чувство ответственности,

организованность и инициативность в условиях оказания первой помощи.

Структура урока включала следующие элементы:

1.​ Организационный момент (2 мин).

2.​ Опрос домашнего задания (15 мин)

3. Физическая минутка (2 мин)

3.​ Объяснение нового материала (20 мин)

4.​ Рефлексия подведение итогов урока (4 мин)

5. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (2 мин).

Организация урока:

— учащиеся организационно были готовы к уроку.

-​ был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие

деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с

поставленными задачами.

— для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при

изложении нового материала использовались яркие примеры, факты,

учащиеся подключались к их обсуждению, побуждались к подкреплению

теоретических положений собственными примерами..

Отбор учебного материала:

Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, доступности и последовательности изложения. Теоретические положения связывались с личным опытом учащихся. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учащихся.

Методы и приемы работы учителя на уроке:

Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием урока. Основными методами были лекция и объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов. Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась творческой за счет постановки проблемных вопросов при изложении нового материала.

Общая оценка урока:

Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения. Урок был завершен правильно. Итоги подведены.

Литература:
  1. ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
  2. Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
  3. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
  4. https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-obzh-v-klasse-urok-potyortosti-i-mozolissadini-i-porezi-3794360.html.
  5. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-obzh-v-klasse-pervaya-medicinskaya-pomosch-pri-travmah-1761066.html.
  6. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №15
Медицинский стаж: 20 лет
Ведущий врач-терапевт
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши травмы
Adblock
detector