Предел прочности

Преде́л про́чности — механическое напряжение , выше которого происходит разрушение материала. Иначе говоря, это пороговая величина, превышая которую механическое напряжение разрушит некое тело из конкретного материала. Следует различать статический и динамический пределы прочности. Также различают пределы прочности на сжатие и растяжение.

Содержание

Величины предела прочности[править | править код]

Статический предел прочности[править | править код]

Статический предел прочности, также часто называемый просто пределом прочности есть пороговая величина постоянного механического напряжения, превышая который постоянное механическое напряжение разрушит некое тело из конкретного материала. Согласно ГОСТ 1497-84 «Методы испытаний на растяжение», более корректным термином является временное сопротивление разрушению — напряжение, соответствующее наибольшему усилию, предшествующему разрыву образца при (статических) механических испытаниях. Термин происходит от представления, по которому материал может бесконечно долго выдержать любую статическую нагрузку, если она создаёт напряжения, меньшие статического предела прочности, то есть не превышающие временное сопротивление. При нагрузке, соответствующей временному сопротивлению (или даже превышающей её — в реальных и квазистатических испытаниях), материал разрушится (произойдет дробление испытываемого образца на несколько частей) спустя какой-то конечный промежуток времени (возможно, что и практически сразу, — то есть не дольше чем за 10 с).

Динамический предел прочности[править | править код]

Динамический предел прочности есть пороговая величина переменного механического напряжения (например при ударном воздействии), превышая которую переменное механическое напряжение разрушит тело из конкретного материала. В случае динамического воздействия на это тело время его нагружения часто не превышает нескольких секунд от начала нагружения до момента разрушения. В такой ситуации соответствующая характеристика называется также условно-мгновенным пределом прочности, или хрупко-кратковременным пределом прочности.

Предел прочности на сжатие[править | править код]

Предел прочности на сжатие есть пороговая величина постоянного (для статического предела прочности) или, соответственно, переменного (для динамического предела прочности) механического напряжения, превышая который механическое напряжение в результате (за конечный достаточно короткий промежуток времени) сожмет тело из конкретного материала — тело разрушится или неприемлемо деформируется.

Предел прочности на растяжение[править | править код]

Предел прочности на растяжение есть пороговая величина постоянного (для статического предела прочности) или, соответственно, переменного (для динамического предела прочности) механического напряжения, превышая который механическое напряжение в результате (за конечный достаточно короткий промежуток времени) разорвет тело из конкретного материала. (На практике, для детали какой либо конструкции достаточно и неприемлемого истончения детали.)

Другие прочностные параметры[править | править код]

Мерами прочности также могут быть предел текучести, предел пропорциональности, предел упругости, предел выносливости, предел прочности на сдвиг и др. так как для выхода конкретной детали из строя (приведения детали в негодное к использованию состояние) часто достаточно и чрезмерно большого изменения размеров детали. При этом деталь может и не разрушиться, а лишь только деформироваться. Эти показатели практически никогда не подразумеваются под термином «предел прочности».

Прочностные особенности некоторых материалов[править | править код]

Значения предельных напряжений (пределов прочности) на растяжение и на сжатие у многих материалов обычно различаются.

У композитов предел прочности на растяжение обычно больше предела прочности на сжатие. Для керамики (и других хрупких материалов) — наоборот, характерно многократное превышение пределом прочности на сжатие предела прочности на растяжение. Для металлов, металлических сплавов, многих пластиков, как правило, характерно равенство предела прочности на сжатие и предела прочности на растяжение. В большей степени это связано не с физикой материалов, а с особенностями нагружения, схемами напряженного состояния при испытаниях и с возможностью пластической деформации перед разрушением.

Прочность твёрдых тел обусловлена в конечном счёте силами взаимодействия между атомами, составляющими тело. При увеличении расстояния между атомами они начинают притягиваться, причем на критическом расстоянии сила притяжения по абсолютной величине максимальна. Напряжение, отвечающее этой силе, называется теоретической прочностью на растяжение и составляет σтеор ≈ 0,1E, где E — модуль Юнга . Однако на практике наблюдается разрушение материалов значительно раньше, это объясняется неоднородностями структуры тела, из-за которых нагрузка распределяется неравномерно.

Некоторые значения прочности на растяжение в МПа (1 кгс/мм² = 100 кгс/см² ≈ 10 МН/м² = 10 МПа) (1 МПа = 1 Н/мм² ≈ 10 кгс/см²)[1]:

Материалы, МПа
Бор57000,083
Графит (нитевидный кристалл)24010,024
Сталь 60С2А рессорно-пружинная1570 (после термообработки)0,0074
Сапфир (нитевидный кристалл)15000,028
Железо (нитевидный кристалл)13000,044
Тянутая проволока из высокоуглеродистой стали4200,02
Тянутая проволока из вольфрама3800,009
Стекловолокно3600,035
Сталь Ст0 обыкновенного качества3000,0017
Нейлон500,0025

См. также[править | править код]

  • Теоретический предел прочности

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Диапазон пределов прочности для стали составляет 500-3000 МПа (Б. Н. Арзамасов, В. А. Брострем, Н. А. Буше и др. Конструкционные материалы. Справочник. — М.: Машиностроение, 1990. — 688 с.).

Предел прочности материалов (разрыв металлов) при растяжении и сжатии: что это такое, виды, фото

14Ноя

  • By: Семантика
  • Без рубрики
  • : 0

Содержание статьи

  1. Предел прочности
  2. Как производится испытание на прочность
  3. Виды ПП
  4. Предел прочности на растяжение стали
  5. Предел текучести и временное сопротивление
  6. Усталость стали
  7. Предел пропорциональности
  8. Как определяют свойства металлов
  9. Механические свойства
  10. Классы прочности и их обозначения
  11. Формула удельной прочности
  12. Использование свойств металлов
  13. Пути увеличения прочностных характеристик

При строительстве объектов обязательно необходимо использовать расчеты, включающие подробные характеристики стройматериалов. В обратном случае на опору может быть возложена слишком большая, непосильная нагрузка, из-за чего произойдет разрушения. Сегодня поговорим о пределе прочности материала при разрыве и натяжении, расскажем, что это такое и как работать с этим показанием.

ПП — будем использовать это сокращение, а также можно говорить об официальном сочетании «временное сопротивление» — это максимальная механическая сила, которая может быть применена к объекту до начала его разрушения. В данном случае мы не говорим о химическом воздействии, но подразумеваем, что нагревание, неблагоприятные климатические условия, определенная среда могут либо улучшать свойства металла (а также дерева, пластмассы), либо ухудшать.

Ни один инженер не использует при проектировании крайние значения, потому что необходимо оставить допустимую погрешность — на окружающие факторы, на длительность эксплуатации. Рассказали, что называется пределом прочности, теперь перейдем к особенностям определения.

Как производится испытание на прочность

Изначально особенных мероприятий не было. Люди брали предмет, использовали его, а как только он ломался, анализировали поломку и снижали нагрузку на аналогичное изделие. Теперь процедура гораздо сложнее, однако, до настоящего времени самый объективный способ узнать ПП — эмпирический путь, то есть опыты и эксперименты.

Все испытания проходят в специальных условиях с большим количеством точной техники, которая фиксирует состояние, характеристики подопытного материала. Обычно он закреплен и испытывает различные воздействия — растяжение, сжатие. Их оказывают инструменты с высокой точностью — отмечается каждая тысячная ньютона из прикладываемой силы. Одновременно с этим фиксируется каждая деформация, когда она происходит. Еще один метод не лабораторный, а вычислительный. Но обычно математический анализ используется вместе с испытаниями.

Определение термина

Образец растягивается на испытательной машине. При этом сначала он удлиняется в размере, а поперечное сечение становится уже, а затем образуется шейка — место, где самый тонкий диаметр, именно здесь заготовка разорвется. Это актуально для вязких сплавов, в то время как хрупкие, к ним относится чугун и твердая сталь, растягиваются совсем незначительно без образования шейки. Подробнее посмотрим на видео:

Виды ПП

Временное сопротивление разрыву определяют по различным воздействиям, согласно этому его классифицируют по:

  • сжатию — на образец действуют механические силы давления;
  • изгибу — деталь сгибают в различные стороны;
  • кручению — проверяется пригодность для использования в качестве крутящегося вала;
  • растяжению — подробный пример проверки мы привели выше.

Предел прочности на растяжение стали

Стальные конструкции давно заменили прочие материалы, так как они обладают отличными эксплуатационными характеристиками — долговечностью, надежностью и безопасностью. В зависимости от применяемой технологии, он подразделяется на марки. От самой обычной с ПП в 300 Мпа, до наиболее твердой с высоким содержанием углерода — 900 Мпа. Это зависит от двух показателей:

  • Какие способы термообработки применялись — отжиг, закалка, криообработка.
  • Какие примеси содержатся в составе. Одни считаются вредными, от них избавляются для чистоты сплава, а вторые добавляют для укрепления.

Предел текучести и временное сопротивление

Новый термин обозначается в технической литературе буквой Т. Показатель актуален исключительно для пластичных материалов и обозначает, как долго может деформироваться образец без увеличения на него внешней нагрузки.

Обычно после преодоления этого порога кристаллическая решетка сильно меняется, перестраивается. Результатом выступают пластические деформации. Они не являются нежелательными, напротив, происходит самоупрочнение металла.

Усталость стали

Второе название — предел выносливости. Его обозначают буквой R. Это аналогичный показатель, то есть он определяет, какая сила может воздействовать на элемент, но не в единичном случае, а в цикле. То есть на подопытный эталон циклично, раз за разом действуют определенные давления. Среднее количество повторений — 10 в седьмой степени. Именно столько раз металл должен без деформаций и потери своих характеристик выдержать воздействие.

Если проводить эмпирические испытания, то потребуется множество времени — нужно проверить все значения силы, прикладывая ее по множеству циклов. Поэтому обычно коэффициент рассчитывается математически.

Предел пропорциональности

Это показатель, определяющий длительность оказываемых нагрузок к деформации тела. При этом оба значения должны изменяться в разный степени по закону Гука. Простыми словами: чем больше оказывается сжатие (растяжение), тем сильнее деформируется образец.

Значение каждого материала находится между абсолютной и классической упругостью. То есть если изменения обратимы, после того как сила перестала действовать (форма стала прежняя — пример, сжатие пружины), то такие параметры нельзя называть пропорциональными.

Как определяют свойства металлов

Проверяют не только то, что называют пределом прочности, но и остальные характеристики стали, например, твердость. Испытания проводят следующим образом: в образец вдавливают шарик или конус из алмаза — наиболее прочной породы. Чем крепче материал, тем меньше след остается. Более глубокие, с широким диаметром отпечатки остаются на мягких сплавах. Еще один опыт — на удар. Воздействие оказывается только после заранее сделанного надреза на заготовке. То есть разрушение проверяется для наиболее уязвимого участка.

Механические свойства

Различают 5 характеристик:

  • Предел прочности стали при растяжении и на разрыв это — временное сопротивление внешним силам, напряжение, возникающее внутри.
  • Пластичность — это возможность деформироваться, менять форму, но сохранять внутреннюю структуру.
  • Твердость — готовность встретиться с более твердым материалом и не получить значительных ущербов.
  • Ударная вязкость — способность сопротивляться ударам.
  • Усталость — длительность сохранения качеств под воздействием цикличных нагрузок.

Классы прочности и их обозначения

Все категории записаны в нормативных документах — ГОСТах, по ним все российские предприниматели изготавливают любой металлопрокат и прочие металлические изделия. Вот соответствие обозначения и параметра в таблице:

КлассВременное сопротивление, Н/мм2
265430
295430
315450
325450
345490
355490
375510
390510
440590

Видим, что для некоторых классов остается одинаковыми показатели ПП, это объясняется тем, что при равных значениях у них может различаться текучесть или относительное удлинение. В зависимости от этого возможна различная максимальная толщина металлопроката.

Формула удельной прочности

R с индексом «у» — обозначение данного параметра в физике. Рассчитывается как ПП (в записи — R) поделенное на плотность — d. То есть этот расчет имеет практическую ценность и учитывает теоретические знания о свойствах стали для применения в жизни. Инженеры могут сказать, как меняется временное сопротивление в зависимости от массы, объема изделия. Логично, что чем тоньше лист, тем легче его деформировать.

Формула выглядит так:

Ry = R/d

Здесь будет логичным объяснить, в чем измеряется удельный предел прочности. В Н/мм2 — это вытекает из предложенного алгоритма вычисления.

Использование свойств металлов

Два важных показателя — пластичность и ПП — взаимосвязаны. Материалы с большим первым параметром намного медленнее разрушаются. Они хорошо меняют свою форму, подвергаются различным видам металлообработке, в том числе объемной штамповке — поэтому из листов делают элементы кузова автомобиля. При малой пластичности сплавы называют хрупкими. Они могут быть очень твердыми, но при этом плохо тянуться, изгибаться и деформироваться, например, титан.

Сопротивление

Есть два типа:

  • Нормативное — прописано для каждого типа стали в ГОСТах.
  • Расчетное — получается после вычислений в конкретном проекте.

Первый вариант скорее теоретический, для практических задач используется второй.

Пути увеличения прочностных характеристик

Есть несколько способов это сделать, два основных:

  • добавка примесей;
  • термообработка, например, закал.

Иногда они используются вместе.

Общие сведения о сталях

Все они обладают химическими свойствами и механическими. Ниже подробнее поговорим о способах увеличения прочности, но для начала представим схему, на которой представлены все разновидности:

Также посмотрим более подробное видео:

Все они обладают химическими свойствами и механическими. Ниже подробнее поговорим о способах увеличения прочности, но для начала представим схему, на которой представлены все разновидности:

Углерод

Чем больше углеродность вещества, тем выше твердость и меньше пластичность. Но в составе не должно быть более 1% химического компонента, так как большее количество приводит к обратному эффекту.

Марганец

Очень полезная добавка, но при массовой доле не более двух процентов. Обычно Mn добавляют для улучшения качеств обрабатываемости. Материал становится более подвержен ковке и свариванию. Это объясняется вытеснением кислорода и серы.

Кремний

Эффективно повышает прочностные характеристики, при этом не затрагивая пластичность. Максимальное содержание — 0,6%, иногда достаточно и 0,1%. Хорошо сочетается с другими примесями, в совокупности можно увеличить устойчивость к коррозии.

Азот и кислород

Если они попадают в сплав, но ухудшают его характеристики, при изготовлении от них пытаются избавиться.

Легирующие добавки

Также можно встретить следующие примеси:

  • Хром — увеличивает твёрдость.
  • Молибден — защищает от ржавчины.
  • Ванадий — для упругости.
  • Никель — хорошо влияет на прокаливаемость, но может привести к хрупкости.

Эти и другие химические вещества должны применяться в строгих пропорциях в соответствии с формулами. В статье мы рассказали про предел прочности (кратковременное сопротивление) — что это, и как с ним работать. Также дали несколько таблиц, которым можно пользоваться при работе. В качестве завершения, давайте посмотрим видеоролик:

Чтобы уточнить интересующую вас информацию, свяжитесь с нашими менеджерами по телефонам 8 (908) 135-59-82; (473) 239-65-79; 8 (800) 707-53-38. Они ответят на все ваши вопросы.

Форум пользователей ПО АСКОН

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

По информации из ГОСТ 1759.4-87 (см. вложение) минимальная разрушающая нагрузка на болт М12 с классом прочности 3.6 составляет 27800 Н. Так как 1 Н ≈ 0,1 кгс, получается, что упомянутый болт М12 выдержит 2780 кг или 2,78 т? Т.е. на один болт М12 можно повесить больше двух «семёрок» ВАЗ 2107 (масса автомобиля ВАЗ 2107 составляет 1049 кг.)?

Есть некоторые сомнения в правильности своих выводов, но высказывать я их пока не буду, дабы не вести никого по своему пути. Хочется услышать стороннее мнение.

Да, именно так. Ну разве что так 0,1 округленно, более точно там 0,09 с чем-то.

Я пользуюсь для удобства этой табличкой:

https://smetiz.ru/technical/carving_connections/twisting_moment/

При этом магазинные винты — они класса прочности 8,8, а значит обычный вин М6 из магазина — пробная нагрузка 1,6т, машину выдержит, рабочая нагрузка — 900 кг.

Но! Это все в статике, если будут рывки — то там нагрузка в разы выше. Так же эти полторы тонный для М6 оч легко обеспечить при затяжке обычным ключом — оборвать болт без проблем, причем даже девушке (были прецеденты). М12 конечно посложнее перетянуть, но тоже вполне реально, если тянуть от души.

Аналогично — если на винты консольно прикрутить швеллер, то при достаточной длинне швеллера (не такой уж большой, метр-полтора) порвать болты можно одной рукой.

Механика — она такая

Ну да все так, а чего тут удивительного? можно самому посчитать, силу делим на площадь сечения болта, получаем напряжения, сравниваем с допустимыми.

Объясню свои сомнения. Если взять ГОСТ 4751-73 Рым-болты (см. вложение), то Рым М12 держит всего 300 кг! Понятно, что болт берётся с запасом на рывки, качание груза и много на что ещё. Но даже порядок цифр не совпадает: 300 кг против 2780 кг (девятикратный запас!).

Плюс читал в интернетах предположение, что значения указаны для МАССЫ (кг), а не для ВЕСА (кгс), поэтому нужно делить два раза на десять (один раз переводим Н в кг, а второй раз переводим кг в кгс). То есть, 27800/(10*10)=278 кг — вес груза на Земле, который выдержит болт М12.

Во первых рымы — литые могут быть. там совсем другая прочность.

Во вторых — там запас на идиотов-стропалей. И на этот запас еще дополнительно дается запас 6..8 (сколько там запас положен для грузоподьемных устройств?). Да и прочность там считается вовсе не по резьбе, а по самому кольцу!

А рывки — а по вашему, сколько нагрузка в рывке будет от груза в 300 кг? Вот просто на кране отпустить тормоз, а у земли врубить, затормозив детальку.

В общем, там дофига опасных моментов, даже не считаю износа самого рыма, отсюда и запас десятикратынй — и я бы не сказал что он такой уж большой. У мостов кстати кажется 14 запас делают.

https://m.convert-me.com/ru/convert/force/

А как насчёт предположения

Цитировать…значения указаны для МАССЫ (кг), а не для ВЕСА (кгс), поэтому нужно делить два раза на десять (один раз переводим Н в кг, а второй раз переводим кг в кгс). То есть, 27800/(10*10)=278 кг — вес груза на Земле, который выдержит болт М12.

? Я так понял, Вы считаете его несостоятельным?

И, так сказать, для полного успокоения души. Есть ли общедоступные конструкции, подтверждающие соответствие уровня прочности указанным в ГОСТ 1759.4-87? Например «лифт массой столько-то держит столько-то болтов М*» или же для подъёма автомобиля массой Х используют болт Мх.»? Понимаю, что это слегка маразм, но в таком деле лучше перебдеть и, как говорится, лучше один раз увидеть.

Открываете учебник по сопромату, и читаете

Конкретно: М.Н. Иванов, Детали машин, стр. 59 — там пример расчета вашего М12. В сети джвю есть.

Всё правильно насчёт двух семёрок, которые можно подвесить, но рисковать не стоит… Но это- уже разрушающая нагрузка, совершенно без коэффициентов запаса прочности, когда пройден и предел упругости, и предел прочности. Для проверки посчитайте прочность стержня с диаметром, равным внутреннему диаметру резьбы для разных материалов. В реальных болтах, кроме всего прочего, следует учитывать напряжения, возникающие при затяжке болта, которые могут съедать значительную часть прочности. Были случаи, когда болты рвались при затяжке.

TV-child, не удивляйтесь. Так и есть. При статике предел прочности довольно большой получается. А для рымов там именно с учетом динамических нагрузок при переноске с несколькими запасами прочности. Да ещё и плюс при их выборе перестраховываемся.

PS Я как-то считал М36 по нагрузке. Начальник сомневался, хватит ли 4-х болтов для 5тонн. Так у меня по расчетам получилось, что один болт выдерживает с запасом (уже не помню каким).

Цитата: TV-child от 14.02.17, 11:41:36

Плюс читал в интернетах предположение, что значения указаны для МАССЫ (кг), а не для ВЕСА (кгс), поэтому нужно делить два раза на десять (один раз переводим Н в кг, а второй раз переводим кг в кгс). То есть, 27800/(10*10)=278 кг — вес груза на Земле, который выдержит болт М12.

Что за волшебство?

По Вашему гиря массой 1 кг будет давить на весы с силой 100 грамм? Я Вас правильно понял?

М36 — не менее 12т, нормальной прочности — 42т

ЗЫ для тех кто не в курсе — болты не работают на срез впринципе! Они на сдвиг держат только за счет трения от усилия затяжки. А поскольку коэф трения грубо 0,1 (если поверхности чисто обработаны и масло попадет) — то вот эти самые тонны делим на 10.

В принципе, реальный коэф трения может быть и выше, специально его можно поднять до 0,5 и выше (пескоструем например), но при простых расчетах это все в запас идет.

Так же максимальный момент — только при контролируемой затяжке (динамометрическми ключом, поверенным), в противном случае для мелких резьб запас наверно аж 4..5 надо, именно на случай что зверски затянут и перетянут, большие резьбы сложнее перетянуть — там меньше запас. М36 на практике руками просто затянуть — очень проблематично, там буквально рычаг 1,5..2 метра нужен, мы иногда применяем в оснастке.

Цитата: Kirilius83 от 14.02.17, 11:48:03

И на этот запас еще дополнительно дается запас 6..8 (сколько там запас положен для грузоподьемных устройств?).

запас в 6-8 раз для грузоподъемных механизмов, если под ними или (на каких либо перемещающихся площадках) работают люди.

Цитата: IgorT от 14.02.17, 15:18:15

Что за волшебство?

По Вашему гиря массой 1 кг будет давить на весы с силой 100 грамм? Я Вас правильно понял?

Не «по-моему», а я «читал в интернетах». Логика обратная, гиря в 1 кг, при переводе в Ньютоны, будет оказывать воздействие на держащую её конструкцию в 100 (сто) 100 Н, а не в 10 Н, т.к. в 1 кг примерно 10 Н и 1 кг = 10 кгс.

я вам ссылку на калькулятор единиц измерения кидал, там все есть.

ЗЫ я 1кгс=10кг даже комментировать не хочу….

TV-child, это называется «читаю книгу, вижу фигу». 1кг — это масса. 1кгс — сила, создаваемая массой в 1кг (или те самые ~10Н).

Цитата: bull от 15.02.17, 09:08:31

TV-child, это называется «читаю книгу, вижу фигу». 1кг — это масса. 1кгс — сила, создаваемая массой в 1кг (или те самые ~10Н).

Цитата: Kirilius83 от 15.02.17, 08:48:49

я вам ссылку на калькулятор единиц измерения кидал, там все есть.

ЗЫ я 1кгс=10кг даже комментировать не хочу….

Я это всё понимаю! Просто встречал такую вот инфу в интернете. Плюс смутила такая большая нагрузка.

Спасибо за калькулятор и книгу по ДМ!

Анурьев ,том 2,со стр.803 начинайте.там все очень хорошо написано про разъемные соединения,с примерами.

В догонку, еще один разрыв шаблона:

А вы знаете что 1 см2 сварного шва держит 1 тонну (1000 кг)?

Литература:
  1. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  2. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
  3. Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.
  5. https://www.rocta.ru/info/predel-prochnosti-materialov-razryv-metallov-pri-rastyazhenii-i-szhatii-chto-ehto-takoe-vidy-foto/.
  6. https://forum.ascon.ru/index.php?topic=30182.0.
  7. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №15
Медицинский стаж: 20 лет
Ведущий врач-терапевт
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши травмы
Adblock
detector