Растяжение и сжатие графиков функций

Список функций, изученных в 7 и 8 классе

Функция

Формула

График

Раздел справочника

Прямая пропорциональность

y = kx

Прямая

7 кл., §37

Линейная функция

y = kx+b

Прямая

7 кл., §38-39

Обратная пропорциональность

$ y = frac{k}{x} $

Гипербола

8 кл., §6

Квадрат числа

$ y=x^2$

Парабола

8 кл., §18

Квадратный трёхчлен

$ y = ax^2+bc+c$

Парабола

8 кл., §28-29

Квадратный корень

$ y = sqrt{x}$

Парабола

8 кл., §22

Растяжение и сжатие графика по оси OX

Сравним графики пар функций, которые в общем виде можно записать так:

$$ y_1 = f(x), y_2 = f(px) $$

где $p gt 1$, произвольный положительный множитель.

Пусть p = 2.

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = f(2x) = (2x)^2 = 4x^2 $

$y_2 = y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OX

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = f(2x) = frac{4}{(2x)} = frac{2}{x}$

$ y_2 = y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1 $

График сжимается в 2 раза по оси OX

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = f(2x) = sqrt{2x}$

$y_2=y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OX

Квадратный корень

Теперь сравним пары функций с делением на p:

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f left( frac{x}{p} right), quad p gt 1 $$

Пусть p = 2

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = f left(frac{x}{2}right) = left(frac{x}{2}right)^2 = frac{x^2}{4} $

$y_2 = y_1 при x_2 = 2x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OX

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = f left(frac{x}{2}right) = frac{4}{x/2} = frac{8}{x}$

$ y_2 = y_1 при x_2 = 2x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OX

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = f left(frac{x}{2}right) = sqrt{frac{x}{2}}$

$y_2=y_1 при x_2 = 2x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OX

Квадратный корень

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f(px), quad p gt 1 $$

график второй функции сжимается в p раз по оси OX по сравнению с графиком первой функции.

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f Biggl(frac{x}{p}Biggr), quad p gt 1 $$

график второй функции растягивается в p раз по оси OX по сравнению с графиком первой функции.

Заметим, что данные утверждения справедливы не только для рассмотренных функций, но и для любых других (синусов, косинусов, логарифмов и т.п.)

Растяжение и сжатие графика по оси OY

Сравним графики пар функций, которые в общем виде можно записать так:

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = Af(x) $$

где $A gt 1$, произвольный положительный множитель.

Пусть A = 2.

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = 2f(x) = 2x^2 $

$y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OY

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = 2f(x) = frac{8}{x}$

$ y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OY

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = 2f(x) = 2sqrt{x}$

$y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OY

Квадратный корень

Теперь сравним пары функций с делением на A:

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = frac{1}{A} f(x), quad A gt 1 $$

Пусть A = 2

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{x^2}{2}$

$y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OY

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{2}{x}$

$ y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OY

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{sqrt{x}}{2}$

$y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OY

Квадратный корень

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = Af(x), quad A gt 1 $$

график второй функции растягивается в A раз по оси OY по сравнению с графиком первой функции.

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = frac{1}{A} f(x), quad A gt 1 $$

график второй функции сжимается в A раз по оси OY по сравнению с графиком первой функции.

Заметим, что данные утверждения справедливы не только для рассмотренных функций, но и для любых других (синусов, косинусов, логарифмов и т.п.)

Примеры

Пример 1. Постройте в одной координатной плоскости графики функций:

$$ y = sqrt{x}, y = sqrt{3x}, y = sqrt{frac{x}{3}}, y = 3sqrt{x} $$

Сделайте выводы.

Пример 1.

По сравнению с графиком $y = sqrt{x}$:

  • график функции $y = sqrt{3x}$ сжимается в 3 раза по оси OX(←)
  • график функции $y = sqrt{frac{x}{3}}$ растягивается в 3 раза по оси OX(→)
  • график функции $y = 3sqrt{x}$ растягивается в 3 раза по оси OY(↑)

Пример 2*. Постройте в одной координатной плоскости графики функций:

$$ y = f(x), y = f(2x), y = f Biggl(frac{x}{2}Biggr), y = 2f(x) $$

где $f(x) = x^2+3x+2$

Сделайте выводы.

Исходная функция $y = f(x) = x^2+3x+2$

Остальные функции

$$ y = f(2x) = (2x)^2+3 cdot (2x)+2 = 4x^2+6x+2 $$

$$ y = fBiggl(frac{x}{2}Biggr) = Biggl(frac{x}{2}Biggr)^2+3 cdot Biggl(frac{x}{2}Biggr) +2 = frac{x^2}{4}+ frac{3}{2} x+2 $$

$$ y = 2f(x) = 2x^2+6x+4 $$

Получаем:

Пример 2*.

По сравнению с графиком $y = f(x) = x^2+3x+2$:

  • график функции y = f(2x) сжимается в 2 раза по оси OX(→)
  • график функции $y = f left(frac{x}{2}right)$ растягивается в 2 раза по оси OX(←)
  • график функции y = 2f(x) растягивается в 2 раза по оси OY(↑)

Рейтинг пользователей

    ?

    :

    ,

    *-*

    +

    :

    ?

    !

    ?

    !

    >>> mathprofi.com

    :

    >>>

    , ,

    , . , . , .

    , , , . .

    ? — , , . , , ? , , . /, , . , , !

    ? , , . ! , . , , ! , , , , , ..

    , , , . , , , .

    , : , . , , . , .

    , . , .

    . . : , . , , :

    . , , .

    , :)

    ();

    ;

    ;

    ();

    ;

    ;

    ;

    ;

    .

    :

    () () .

    . :

    , .

    : , , .

    , :

    1

    .

    , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , .., , . , .

    . 2 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , . , :

    2-3 :

    , , .

    — ! , .

    2

    ׸ 3 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    .

    : ( ).

    , , .

    , .

    : , , .

    :

    3

    :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    2 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , . 2 : , .

    / , , :

    4

    . :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    .

    :

    () ().

    , . : , ? , , :

    .

    : , .

    ( ). :

    5

    :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , .

    , . : . 2 : . : . .

    . , / . , , .

    /

    , ( ) . :

    :

    1) , ;

    2) , .

    6

    1 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , .

    , , ( ) 2 .

    :

    7

    ( ) 2 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , . , ( ) ( ). , ( ).

    :

    8

    ( ) :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    . ! , , , , , . ( ). .

    , : , , . ? , , , , // , . , :

    :

    1) ( ) ( ) :( , ).

    2) ( ) (!!!) , .

    9

    : ( ):

    1) :( );

    2) (!!!) : ( ):

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , . , .

    :

    10

    . : . :

    1) 2 : ;

    2) : ;

    3) (!!!) : :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , .

    , /. . , , .

    () .

    .

    1) , .

    : , , .

    2) , .

    : , , .

    , =)

    11

    .

    /:

    Растяжение и сжатие графиков функций

    2 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , (, ) , 2, : .

    2 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , : .

    , — , , ( 1,3) . . !

    , , / :

    12

    .

    : . 2 :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , 2 , ( ).

    : . , . :

    , .

    : , .

    13

    :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    :

    14

    :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , . . , .

    , , : ( ) , . .

    /

    .

    Ƞ , ( ) . :

    :

    1) , ;

    2) , .

    15

    .

    , , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    :

    1) () . , .

    2) .

    16

    ( ):

    1) 1,5 : ( );

    2) 2 : :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , :

    17

    :

    1) : ;

    2) 4 : :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , , , , .

    :

    18

    :

    1) 2 : ;

    2) : ;

    3) 1 : :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , 1 . (. 7).

    :

    , . :

    , (. ), ;

    , , .

    :

    19 ( 10)

    10 , . .

    :

    4) : ;

    5) 3 : :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , , :

    5 3 .

    , .

    5 , 1 .

    .. , ! , .

    , — , , , , , :

    20

    , .

    . . , , , .

    , , .

    . :

    , . :

    , . , :

    :

    :

    , :

    . :

    1) : ( );

    2) 2 : ( );

    3) : ( ):

    Растяжение и сжатие графиков функций

    :

    21

    .

    . :

    (1) 1 . , .

    (2) . . .

    (3) . , .

    (4) .

    . ( ):

    1) 1 : ( );

    2) : ( );

    3) : ( ):

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , . pdf-, , . , .

    , . .

    . , , , , .

    , , .

    : : , .

    22

    :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , . . , , . ? : , .

    : . :

    , , (. 13).

    23

    , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    : , , .

    : .. (, ).

    , , .

    : : , , , .

    , 24- , =)

    24

    , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , , , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    :

    ! !

    : , , , .

    , , , , : , : . :

    25

    :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , : .

    , : , , . , .

    ? . : . : .

    , , . :

    26

    .

    =)

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , , :

    Растяжение и сжатие графиков функций

    , ? , .

    :

    , :

    , .

    , , . =) — , , . , =)

    !

    :

    >>>

    ( )

    ?

    ! —

    Алгебра

    План урока:

    Понятие функции

    Растяжение и сжатие графиков функций

    Параллельный перенос графиков функций

    Гипербола и обратная пропорциональность

    Дробно-линейная функция

    Понятие функции

    Понятие функции в школьной программе впервые встречается в 7 классе, поэтому настоятельно рекомендуем перечитать посвященный этой теме урок. Напомним, что функцией (в учебной литературе может использоваться сокращение ф-ция) называется соответствие между элементами двух множеств или, другими словами, зависимость между двумя величинами. Чаще всего в алгебре рассматриваются числовые ф-ции, которые заданы аналитически, то есть формулой. В качестве примера можно привести запись

    у = 5х + 7

    Здесь х — это независимая переменная, или аргумент, а у — зависимая величина, или просто функция. Принципиально важно, что каждому значению аргумента соответствует только одно значение зависимой величины. Часто в математике используют запись

    y = f (x)

    Она читается как «игрек равен эф от икс» и означает, что величина у как-то зависит от х. По сути, она равноценна записи

    у = у (х)

    Если в скобках стоит конкретное число, то запись означает значение ф-ции при этом значении аргумента.

    Так, если

    у(x) = 4×2

    то

    у (5) = 4•52 = 100

    у (10) = 4•102 = 400

    У каждой ф-ции есть область допустимых значений (используется сокращение ОДЗ), или область определения функции. Это те значения аргумента, при которых ф-ция определена. Здесь возможны два случая. В первом область определения указывается прямо. Например, если рассматривается функция у = х4 при значениях х от 1 до 3, то и областью определения будет всё множество чисел от 1 до 3. Для обозначения области определения используется запись D(y) или D(f). При изучении неравенств мы уже познакомились с такими объектами, как числовые промежутки. Именно с их помощью указывают ОДЗ.

    Пример. Постройте график функции у = х, если D(y) = [- 3; 4].

    Решение. Ф-ция у = х — это линейная функция, мы уже умеем строить их графики (они представляют собой прямую линию). Выглядеть он будет так:

    Однако в условии также есть запись D (y) = [- 3; 4], которая означает, что ф-ция определена только при х от — 3 до 4. С учетом этого условия график несколько преобразится:

    Грубо говоря, часть графика, которая не входит в область определения, просто «отрезана».

    Значительно чаще область определения явно не указывается. В этом случае предполагается, что ф-ция определена во всех точках числовой прямой, в которых ее вообще возможно вычислить. Например, ф-цию у = 9х3 — 47 можно вычислить при любом значении х, поэтому ее область определения — вся числовая прямая, то есть D(y) = (- ∞; + ∞).

    А когда же вычислить функцию невозможно? К этому уроку нам известны две таких ситуации:

    • когда в операции деления делителем является ноль, либо ноль является основанием степени с отрицательным показателем;
    • когда под знаком корня находится отрицательное выражение.

    Например, вычислить ф-цию у = 5/х при х = 0 невозможно, поэтому ее область определения — вся числовая прямая, кроме нуля, то есть

    D(y) = (- ∞; 0)⋃(0; + ∞)

    Функция

    имеет область определения D(y) = [5; + ∞), так как при х< 5 подкоренное выражение становится отрицательным.

    Также выделяют такое понятие, как область значений функции. Это множество всех значений, которые может принимать ф-ция. Проще всего проиллюстрировать это понятие на графике произвольной ф-ции:

    Для обозначения области значений используется запись Е(у) или Е(f). Так, у ф-ции у = х2 при D(y) = [- 2; 2] областью значений будет промежуток [0; 4], то есть Е(у) = [0; 4]. Это видно из графика функции:

    Ещё раз напомним, что область определения и область значения функции указываются с помощью числовых промежутков.

    Теперь перейдем к тем понятиям, которые не изучались ранее. Первое из них — это нули функции. Так называют те значения аргумента, при которых функция обращается в ноль.

    Так, у ф-ции

    у = х2 — 9х + 20

    есть два нуля, х = 4 и х = 5. Убедиться в этом можно подстановкой:

    у(4) = 42 — 9•4 + 20 = 0

    у (5) = 52 — 9•5 + 20 = 0

    Для нахождения нулей ф-ции у = f(x) надо просто решить уравнение

    f(x) = 0

    Например, чтобы найти нули приведенной выше функции

    у = х2 — 9х + 20

    надо решить уравнение

    х2 — 9х + 20 = 0

    Сделаем это, ведь мы уже умеем решать квадратные уравнения:

    D = (- 9)2 — 4•1•20 = 1

    На графике нули ф-ции — это те точки, в которых график пересекает ось Ох:

    Ещё одно новое понятие — промежутки знакопостоянства. Так называют промежутки числовой прямой, на которых ф-ция либо только положительна, либо только отрицательна. Для наглядности покажем их на графике:

    Пусть есть ф-ция у = f(x). Для нахождения промежутков знакопостоянства необходимо решить неравенства f(x)>0 и у = f(x)< 0.

    Пример. Найдите промежутки знакопостоянства функции у = 3х — 36

    Решение. Решим неравенство 3х — 36 > 0:

    3х> 0

    3х >36

    х > 12

    Получаем, что функция положительна на промежутке (12; + ∞).

    Аналогично решив неравенство 3х — 36 < 0, получим, что ф-ция отрицательна на промежутке (- ∞; 12).

    Пример. Дана функция у = х2 — 5х. Найдите такое значение величины а, для которого выполняется условие у(а) = у(а + 2).

    Решение. Очевидно, что у(а) = а2 — 5а. Теперь вычислим у(а + 2):

    у(а + 2) = (а + 2)2 — 5(а + 2) = а2 + 4а + 4 — 5а — 10 = а2 — а — 6.

    Теперь приравняем значения у(а) и у(а + 2):

    а2 — 5а = а2 — а — 6

    а2 — 5а — а2 + а = — 6

    — 4а = — 6

    а = 1,5

    Убедимся, что мы нашли требуемое значение а:

    у(1,5) = 1,52 — 5•1,5 = 2,25 — 7,5 = — 5,25

    у(1,5 + 2) = у(3,5) = 3,52 — 5•3,5 = 12,25 — 17,5 = — 5,25

    Ответ: 1,5

    Пусть на координатной плоскости есть точка А с координатами (х0; у0). Куда переместится эта точка, если ее ордината (то есть у0) увеличится, например, в два или в три раза? Она отодвинется от оси Ох. Если же ее ордината уменьшится, то точка приблизится к оси. Наконец, если ордината поменяет знак, то точка, изначально, лежащая выше оси, окажется ниже её. Проиллюстрируем это на картинке:

    Пусть есть пара функций у(х) и g = k•у(х), где k- какое-то постоянное число (константа), не равная нулю. Примерами таких пар являются:

    • у = х и g = 3х (здесь k = 3);
    • у = х2 и g = — 0,7х2 (k = — 0,7)
    • y = x2 + 2x + 4 и g = 4(x2 + 2x + 4) = 4х2 + 8х + 16 (k = 4).

    Посмотрим, как связаны графики таких функций. На рисунке красным цветом показана функция у(х), а синим g = 2у(x):

    При любом значении аргумента выполняется условие g(х) = 2у(х). Это значит, что ордината (координата у) каждой точки графика g(х) вдвое больше, чем ордината соответствующей точки графика у(х). В частности, отрезок АА2 вдвое длиннее отрезка АА1:

    АА2 = 2АА1

    Аналогично можно записать, что

    BB2 = 2BB1

    Таким образом, график g(x) выглядит так, будто бы график у(х) «растянули» в 2 раза. Каждая точка «переезжает» на новое место, сдвигаясь по вертикали. Так, если точка А1 имела координаты (- 6; 2), то при растяжении графика функции она получит координаты (- 6; 4), то есть ее координата у увеличится вдвое. Точка B1 имела координаты (2; — 2), а в графике g(х) занимает позицию (2; — 4).

    Убедимся в этом на примере ф-ций у = х2 и g = 2х2:

    • при х = 1 имеем у(1) = 12 = 1; g(х) = 212 = 2
    • при х = 2 получаем у(2) = 22 = 4 и g(x) = 222 = 8
    • при х = 3 у(3) = 32 = 9 и g(3) = 232 = 18

    В общем случае говорят, что график функции g(х) = ky(x) получается растяжением графика у(х) в k раз.

    Пример. Функция у(х) задана графически:

    Постройте график функции g(х) = 3у(х).

    Решение. Каждую точку отодвинем от оси Ох, увеличив координату у точек в 3 раза:

    Если коэффициент k находится в пределах 0 < k < 1, то график не растягивается, а наоборот, «сжимается». Точки перемещаются ближе к оси Ох.Для примера посмотрим на график ф-ции у = 0,5х2. Он может быть получен сжатием графика функции у = х2:

    При сжатии графика каждая точка параболы приближается к оси Ох, при этом ордината точек уменьшается вдвое. Так, точка А2 с координатами (3; 9) переходит в точку А1 с координатами (3; 4,5).

    Отдельно стоит рассмотреть случай, при котором коэффициент k является отрицательным. В этом случае график отображается симметрично относительно оси Ох. Те точки, которые имели изначально положительную ординату и находились выше Ох, в результате получают отрицательную ординату и оказываются ниже оси Ох. Покажем на рисунке графики ф-ций у = х2 и у = — х2 (то есть k =- 1):

    Если же, например, коэффициент k = — 2, то надо и растянуть график, и перевернуть его относительно оси Ох. В частности, так выглядит график у = — 2х2:

    Параллельный перенос графиков функций

    Теперь посмотрим, как передвинется отдельная точка на координатной плоскости, если к ее ординате добавить какое-нибудь число. Если это число положительное, то точка поднимется выше, а если отрицательное, то она опустится:

    Это означает, что если к какой-нибудь функции добавить некоторое число, то график функции переместится вверх или вниз. Для примера построим графики функций у = х2 + 2 и у = х2 — 5:

    График у = х2 + 2 представляет собой тот же график у = х2, то есть параболу, который подняли на две единицы вверх. График у = х2 — 5 получен за счет сдвига вниз на 5 единиц этой же параболы. Подобное перемещение называют параллельным переносом графика функции.

    Параллельный перенос возможен не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Для такого перемещения надо изменить абсциссу точки, а не ординату:

    Аналогично может сдвинуться не только точка, но и целый график функции. Если вместо аргумента х подставить в ф-цию величину (х +n), то график сместится на n единиц влево.

    Проиллюстрируем это с помощью ф-ций у = х2 и g = (х + 3)2. Будем вычислять значения обеих ф-ций в некоторых точках, причем для функции g будем брать значения х, меньше на три единицы:

    у(0) = 02 = 0 и g(- 3) = g(- 3 + 3)2 = 02 = 0

    у(- 1) = (- 1)2 = 1 и g(- 4) = g(- 4 + 3)2 = (- 1)2 = 1

    у(- 2) = (- 2)2 = 4 и g(- 5) = g(- 5 + 3)2 = (- 2)2 = 4

    Видно, что одинаковые значения ф-ции принимают тогда, когда аргумент у ф-ции g меньше на 3. Это значит что если сместить точку графика у = х2 на 3 единицы влево, по она попадает на график g = (х + 3)2.

    Точка А1 сдвинулась влево на 3 единицы и перешла в точку А2. Аналогично точка В1 отобразилась в точку В2.

    Пусть в общем случае есть функции у = у(х) и g(x) = у(х +n), где n — некоторое постоянное число. Значение у(х) в точке х0 обозначается как у0. Теперь найдем значение g(x) в точке (х0 — n):

    g(х0-n) = у(х0 -n+n) = y(x0).

    Получили, то же самое значение, что и у у(х). Покажем это на рисунке:

    Рассмотрим теперь случай, когда график сдвигается вправо. Для этого из аргумента исходной функции надо вычесть какое-то число. На рисунке показаны графики функций у = 2х и у = 2(х — 4):

    Каждая точка исходного графика (например, А1) «переехала» на 4 единицы вправо.

    Надо понимать, что иногда один график можно получить из другого в несколько переходов. Пусть надо построить график у = — (х — 4)2 + 5. Его можно получить из обычной параболы у = х2 в три шага.

    Сперва строим график у = (х — 4)2. Вершина параболы, как и все остальные точки, сместится на 4 позиции вправо:

    Далее построим график у = — (х — 4)2. Для этого его надо отобразить симметрично относительно оси Ох (ось симметрии параболы не сдвигается, но ее ветви будут направлены вниз, а не вверх):

    Последний шаг — это построение графика у = — (х — 4)2 + 5. Его можно получить, подняв предыдущий график на 5 единиц вверх:

    Гипербола и обратная пропорциональность

    Ранее мы уже строили графики степенных функций. Однако мы рассматривали только случаи, при которых показателем в степени являлось натуральное число. Теперь же изучим функцию у = х- 1. Напомним, что по определению отрицательной степени

    Найдем область определения функции у = 1/х. Ясно, что аргумент не может равняться нулю, так как иначе получим деление на ноль:

    у(0) = 1:0

    При любых других значениях х значение у вычислить можно, а потому областью определения будет промежуток (- ∞; 0)⋃(0;+ ∞).

    При положительных значениях аргумента ф-ция также будет положительной:

    у(5) = 1:5 = 0,2

    у(2) = 1:2 = 0,5

    у(10) = 1:10 = 0,1

    При отрицательных х величина у будет становиться отрицательной:

    у(- 5) = 1:(- 5) = — 0,2

    у(- 2) = 1:(- 2) = — 0,5

    у(- 10) = 1:(- 10) = — 0,1

    Это означает, что график ф-ции будет располагаться в I и III четвертях.

    Можно заметить, что чем больше х, тем ближе у к нулю:

    у(1) = 1

    у(10) = 0,1

    у(100) = 0,01

    И наоборот, чем ближе х к нулю, тем больше у:

    у(0,1) = 1:0,1 = 10

    у(0,01) = 100

    у (0,001) = 1000

    При этом у не может равняться нулю. Действительно, дробь равна нулю только тогда, когда ее числитель равен нулю. Однако варьируя х, мы меняем только знаменатель, а в числителе остается единица. Поэтому областью значений функции у = х- 1 является промежуток (- ∞; 0)⋃(0;+ ∞).

    Для построения графика найдем некоторые точки графика и занесем их в таблицу. Мы построим две таблицы — одну для положительных х, другую для отрицательных:

    Теперь можно посмотреть и на сам график:

    Первое, что бросается в глаза — это то, что график не представляет собой единую, непрерывную линию. Он разбит на две ветви, одна из которых располагается в III четверти, а другая — в I четверти. Такой «разрыв» связан с тем, что ноль не входит в область определения ф-ции.

    Также можно заметить симметричность графика. Действительно, одна из ветвей является симметричным отображением второй ветви.

    Построенный нами график называется гиперболой.

    На координатной плоскости есть две прямые линии, к которым гипербола приближается, но при этом он не касается их. Это оси Ох и Оу. Для наглядности покажем их штриховой линией:

    В математике подобные линии называют асимптотами функции. Горизонтальная асимптота прямая соответствует линии х = 0, а вертикальная асимптота линии у = 0.

    Зная, как выглядит график у = 1/х, мы можем построить и другие, схожие с ним графики для ф-ций у = k/х, где k- это некоторое число. Их можно получить из гиперболы, используя сжатие и растяжение графиков. Если коэффициент k больше единицы, то график «отдаляется» от осей Ох и Оу:

    Все эти линии являются примерами гипербол. Если коэффициент k отрицательный, то графики переворачиваются относительно оси Ох и занимают II и IV четверти:

    Все приведенные зависимости вида у = k/х называют обратными пропорциональностями.

    Примерами обратной пропорциональности являются ф-ции:

    Обратная пропорциональность очень часто встречается в жизни. Так, время, затрачиваемое на поездку на автомобиле, обратно пропорционально средней скорости движения. Количество товара, которое можно купить на одну зарплату, обратно пропорционально стоимости этого товара.

    Дробно-линейная функция

    Теперь рассмотрим несколько более сложные ф-ции, чьи графики, однако, также представляют собой гиперболу. Пусть есть ф-ция вида

    Как будет выглядеть ее график? Для ответа на этот вопрос выполним преобразование:

    Здесь мы в числителе и знаменателе добавили и сразу вычли слагаемое 2.Этот прием помог нам выделить целую часть из дроби. В результате мы получили ф-цию, график которой можно получить с помощью двух параллельных переносов графика у = 6/х. Сначала график сместится на две единицы вправо:

    На следующем шаге график поднимется на единицу вверх:

    Стоит обратить внимание, что при таком передвижении гиперболы передвигаются и асимптоты графика гиперболы:

    Функция

    представляет собой дробь, являющуюся отношением двух линейных многочленов, х + 3 и х — 2. В математике подобные ф-ции называют дробно-линейными функциями. В качестве примеров дробно-линейных функций можно привести:

    Из любой дробно-линейной функции можно выделить целую часть. Покажем это на нескольких примерах:

    Во всех этих случаях график дробно-линейной функции можно построить с помощью двух параллельных переносов гиперболы.

    Однако есть одно исключение. Иногда при выделении из дроби целой части дробной части не остается вовсе, то есть линейные полиномы можно сразу сократить. Например:

    Графиком таких функций являются прямые горизонтальные линии. Однако на них должна быть одна «исключенная». Действительно, пусть надо построить график ф-ции

    Проведя преобразования, получим

    то есть у = 2. Однако в знаменателе дроби не может стоять ноль. Если же подставить в дробь х = — 2, то получим деление на ноль:

    Поэтому график ф-ции будет выглядеть так:

    Итак, по итогам урока мы узнали:

    1. как растягиваются и сжимаются графики;
    2. как графики функций переносятся вверх-вниз и влево-вправо;
    3. что такое обратная пропорциональность и как выглядит ее график — гипербола;
    4. как выглядит дробно-линейная функция, и каким образом ее график можно получить из гиперболы с помощью параллельных переносов.
    Литература:
    1. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
    2. Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
    3. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
    4. https://reshator.com/sprav/algebra/8-klass/rastyazhenie-i-szhatie-grafikov-funkcij/.
    5. https://www.mathprofi.ru/kak_postroit_grafik_funkcii_s_pomoshyu_preobrazovanii.html.
    6. https://100urokov.ru/predmety/urok-7-funkcii-i-grafiki.
    7. Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
    8. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
    9. Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
    10. Харенко Е. А., Ларионова Н. И., Демина Н. Б. Мукоадгезивные лекарственные формы. Химико-фармацевтический журнал. 2009; 43(4): 21–29. DOI: 10.30906/0023-1134-2009-43-4-21-29.
    Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

    Ведет прием в поликлиниках:
    Поликлиника №15
    Медицинский стаж: 20 лет
    Ведущий врач-терапевт
    Подробнее обо мне »

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Наши травмы
    Adblock
    detector