Реабилитационные упражнения при растяжении связок голеностопного сустава

Хотя растяжение связок голеностопного сустава нуждается во времени для восстановления, важно укрепить мышцы вокруг стопы, чтобы помочь ей восстановиться и предотвратить дальнейшее повреждение. При незначительных или умеренных растяжениях большинство людей могут начать тренироваться после нескольких дней покоя.

Простые двигательные упражнения и силовые тренировки необходимы, чтобы связки правильно восстановились. Также важно адаптировать любые тренировки, чтобы избежать повторного травмирования или переутомления голеностопного сустава.

Когда начинать реабилитационные упражнения

Повышение гибкости является ключевым фактором в реабилитации при растяжении связок голеностопного сустава. Сразу после травмы стопы самым важным фактором будет покой в течение нескольких дней.

Подъем стопы может уменьшить отек. Размещение пакета со льдом, завернутого в полотенце, на этом участке примерно на 10 минут каждые несколько часов также может уменьшить отек и боль. Препараты, такие как ибупрофен (Адвил) или ацетаминофен (Тайленол), также могут помочь при болях.

Несколько дней отдыха обычно достаточно для людей с легкими и умеренными растяжениями связок. Через несколько дней человек может начать легкие упражнения, чтобы восстановить связки стоп. Восстановление связок обычно занимает около 6 недель.

Фаза реабилитации так же важна, как и фаза отдыха, поскольку она помогает поврежденной лодыжке восстановить силы.

Упражнения на голеностопный сустав

Голеностопный сустав — это сложный сустав. Восстановление после травмы потребует от человека сосредоточиться на четырех факторах, таких как:

  1. амплитуда движения
  2. сила
  3. гибкость
  4. баланс

Каждая из этих функций имеет решающее значение для здорового голеностопного сустава. Различные упражнения будут сосредоточены на одном или нескольких из этих факторов.

Лечебная физкультура является неотъемлемой частью процесса восстановления. Упражнение помогает укрепить голеностопный сустав и предотвратить повторяющиеся растяжения связок или другие проблемы.

Исследование, проведенное в 2016 году, предполагает, что неспособность выполнять упражнения может привести к развитию хронической нестабильности голеностопного сустава, которая может потребовать хирургического вмешательства.

Хотя человек может испытывать небольшой дискомфорт при выполнении этих упражнений, они не должны вызывать боли. Если человек чувствует боль во время тренировки, то должен остановиться и дать отдых стопе.

Амплитуда движения

После травмы голеностопный сустав будет ригидный и иметь ограниченный диапазон движений. Очень важно выполнять упражнения, которые помогут восстановить нормальный диапазон движений.

Выполнение круговых движений

  • Одно простое упражнение включает в себя выполнение круговых движений стопой по часовой и против часовой стрелки.
  • Чтобы выполнить это упражнение, сядьте в удобное кресло или на диван, поднимите ногу над полом. Начните медленно делать большие круги, по часовой стрелке, стопой в голеностопном суставе.
  • Выполните 10 повторений, а затем повторите движение против часовой стрелки.

Рисование стопой

  • Другие эффективные двигательные упражнения включают рисование или написание букв, цифр или других символов стопой.
  • Чтобы выполнить это упражнение, сядьте в кресло или на диван, держа ногу над полом. Напишите каждую букву алфавита в воздухе ногой, используя большой палец ноги в качестве курсора или карандаша.
  • Если это упражнение не вызывает боли, повторите полностью алфавит три раза.

Движения в коленном суставе

Сядьте в кресло, поставив ноги ровно на пол. Не поднимая стопы, осторожно сгибайте и разгибайте в коленном суставе из стороны в сторону. Делайте это в течение 3 минут, если упражнение не вызывает боли.

Силовая тренировка

Голеностопный сустав должен быть сильным, чтобы мог поддерживать вес тела, когда человек выполняет ежедневные действия. Силовая тренировка имеет решающее значение, но очень важно следовать инструкциям врача, когда начинать эти тренировки. Как правило, человек может начать силовые тренировки, как только сможет стоять без боли.

Захват полотенца

Сидя на стуле, положите полотенце на пол. Босыми ногами используя пальцы ног, захватите полотенце. Удерживайте его в течение 5 секунд и отпустите. Повторите это действие 10 раз, если оно не вызывает боли. Другая форма этой деятельности заключается в том, чтобы использовать ногу, чтобы поднять шарики с земли и поместить их в чашку.

Упражнение с лентой

Сядьте прямо на пол, вытяните ноги перед туловищем. Поместите ленту вокруг подушечки стопы. Надавите на ленту так, чтобы пальцы ног слегка выступали вперед. Повторите это упражнение 10 раз.

Поднимание на носки

Встаньте позади стула и положите руки на спинку стула для поддержки. Поставьте ступни ровно на ширину плеч и медленно поднимитесь на носки, а затем вернитесь вниз. Старайтесь не жалеть пострадавшую сторону. Сначала держитесь за стул для поддержки, если это необходимо. Сделайте 10-20 таких подъемов сразу, если они не вызывают боли.

Гибкость

Улучшение гибкости голеностопного сустава помогает ей двигаться и растягиваться так, как это необходимо для того, чтобы поддерживать вес тела. Существует целый ряд упражнений, направленных на повышение гибкости в голеностопном суставе.

Растяжка икроножных мышц

  • Растяжение мышц с помощью полотенца, ленты или другого предмета может увеличить гибкость.
  • Сядьте на пол, вытянув ноги прямо перед собой.
  • Положите полотенце или ленту вокруг подушечек ступней и осторожно потяните стопы назад, чтобы пальцы ног были направлены к телу.
  • Делайте это, не сгибая колени, что должно вызвать легкое растяжение икроножных мышц и задней части ноги.
  • Держите растяжение в течение 30 секунд, если это не вызывает боли.

Растяжение икроножных мышц стоя

  • Положите руки на стену примерно на уровне глаз.
  • Сделайте маленький шаг назад больной ногой.
  • Держа ногу ровно на полу, мягко согните другую ногу в колене, чувствуя растяжение в икре. Задержитесь на 30 секунд.
  • После этого повторите то же самое действие, но на этот раз слегка согните колено. Это растянет другую часть икры. Задержитесь на 30 секунд.
  • Повторите это упражнение три раза.

Баланс

  • Стопы также имеет решающее значение для равновесия.
  • Упражнения, которые помогают укрепить и поддерживать равновесие:

Балансировка одной ноги

  • Стоя за стулом, положите руки на спинку стула для поддержки.
  • Поднимите здоровую ногу, чтобы больная нога приняла на себя вес тела. Убедитесь, что колено слегка согнуто и балансирует в течение 30 секунд.
  • Сначала используйте стул в качестве опоры, но важно выполнять это упражнение практически без поддержки. Это увеличит общую силу лодыжки.

Как только человек овладеет этим навыком, он может перейти к более сложным упражнениям на равновесие. Вариации могут включать в себя балансирование на больной ноге в то время как:

  • вы вращаете головой из стороны в сторону
  • слегка сгибаете и выпрямляете колено
  • глаза держите закрытыми

Эти упражнения выполнять сложно, но они могут помочь тренировать ногу, чтобы улучшить баланс.

Легкие упражнения

В то время как важно выполнять тренировки, которые специально направлены на голеностопный сустав, также важно укрепить и тренировать остальную часть тела.

Некоторые виды кардиотренировок можно выполнять, восстанавливаясь после растяжения лодыжки.

Примеры включают в себя легкие упражнения, такие как плавание или езда на велотренажере или эллиптическом тренажере. Эти движения не дают большую нагрузку на лодыжку, как другие упражнения, такие как ходьба или бег трусцой.

Защита голеностопного сустава

Иногда врачи могут рекомендовать временную защиту голеностопного сустава по мере его восстановления. Это может включать эластичный бинт для удержания стопы и голеностопного сустава на месте или жесткие брекеты для поддержки лодыжки и удержания ее в правильном положении во время заживления. Однако человек должен пользоваться этими устройствами только под непосредственным руководством медицинского работника.

Заключение

Растяжения голеностопного сустава встречаются часто, так как регулярные занятия спортом подвергают лодыжку большой нагрузке. Даже если человек испытывает незначительное растяжение связок, он должен обратиться к врачу для постановки диагноза. Это может обеспечить быстрое лечение и восстановление.

После нескольких дней отдыха большинство людей могут приступить к упражнениям, предназначенным для восстановления лодыжки.

Полное время восстановления зависит от множества факторов, таких как то, насколько серьезно растяжение связок и насколько серьезно человек относится к лечению.

Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Äâà âèäà ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà: ïîâðåæäåíèå íåñêîëüêèõ âîëîêîí íàðóæíîé ñâÿçêè è îòðûâ ïåðåäíèõ è ñðåäíèõ ãðóïï âîëîêîí âíåøíåé ñâÿçêè îò êîñòè ëîäûæêè. Çàäà÷è ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Êëèíèêî-ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå

Ïðè÷èíû, ñèìïòîìû è ëå÷åíèå ñâÿçîê

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ïðèëîæåíèå

Ââåäåíèå

Ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíîå àíàòîìè÷åñêîå îáðàçîâàíèå, ñîñòîÿùåå èç êîñòíîé îñíîâû è ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ñ ïðîõîäÿùèìè âîêðóã íåãî ñîñóäàìè, íåðâàìè è ñóõîæèëèÿìè.  ôóíêöèîíàëüíîì îòíîøåíèè ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâ ñî÷åòàåò ôóíêöèè îïîðû è ïåðåìåùåíèÿ âåñà ÷åëîâåêà. Ïîýòîìó îñîáåííî áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ íîðìàëüíîé ôóíêöèè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà èìååò ïðî÷íîñòü è öåëîñòíîñòü åãî ñóñòàâíîãî õðÿùà, êîñòíûõ è ñâÿçî÷íûõ ýëåìåíòîâ è ñîõðàíåíèå ïðàâèëüíîé íàãðóçêè.

Ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà èëè ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà — îäíî èç ñàìûõ ñåðüåçíûõ ðàñòÿæåíèé ñâÿçîê. Íàçíà÷àåòñÿ èíòåíñèâíîå ëå÷åíèå, ò.ê. â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ åãî îòñóòñòâèå ìîæåò ïðèâåñòè ê ñíèæåíèþ èëè äàæå óòðàòå òðóäîñïîñîáíîñòè íà âñþ æèçíü.

Ïî÷åìó ÷àùå âñåãî âîçíèêàåò ðàñòÿæåíèå èìåííî â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå? Òîìó åñòü ñâîÿ ïðè÷èíà. Ýòîò ñóñòàâ ìîæåò ïîâîðà÷èâàòüñÿ ïî÷òè â ëþáîì íàïðàâëåíèè, ÷òî, ñ îäíîé ñòîðîíû, î÷åíü öåííî, òàê êàê îáåñïå÷èâàåò íàøó ïîäâèæíîñòü, íî ñ äðóãîé — äåëàåò åãî î÷åíü óÿçâèìûì. Ïîñêîëüêó ýòîò ñóñòàâ ñïîñîáåí ïîâîðà÷èâàòüñÿ ïîä ðàçíûìè óãëàìè, äëÿ åãî ðàáîòû òðåáóåòñÿ ìíîæåñòâî ìûøö, ñóõîæèëèé è ñâÿçîê

Êëèíèêî-ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå

Âûäåëÿþòñÿ äâà âèäà ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà:

Ïåðâûé âèä — ïîâðåæäåíèå íåñêîëüêèõ âîëîêîí íàðóæíîé ñâÿçêè, ïðè ýòîì óñòîé÷èâîñòü ñóñòàâà ñîõðàíåíà.

Âòîðîé âèä — âûâèõ ñóñòàâà, âûçâàííûé îòðûâîì ïåðåäíèõ è ñðåäíèõ ãðóïï âîëîêîí âíåøíåé ñâÿçêè îò êîñòè ëîäûæêè. Ýòîò âèä ìîæíî äèàãíîñòèðîâàòü òîëüêî ïî ìàòåðèàëàì êëèíè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ.

Íàèáîëåå òèïè÷íûì ìåõàíèçìîì ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà ÿâëÿåòñÿ ïîäâåðòûâàíèå ñòîïû âíóòðü èëè íàðóæó. Ñëó÷àåòñÿ, ÷àùå â çèìíåå âðåìÿ íà ãîëîëåäå, îáëåäåíåëûõ ñòóïåíÿõ è òðîòóàðàõ, íà ðîâíîé ïîâåðõíîñòè â «íåòðåçâîì âèäå» è ò.ï. Òàêæå âîçìîæíî ïîäîáíîå ïîâðåæäåíèå ïðè ïðûæêàõ, âî âðåìÿ çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ñâÿçàííûì ñ ïðûæêàìè, íàïðèìåð, ïàðêóðîì, ïàðàøþòíûì ñïîðòîì è ò.ï.

Ïîâðåæäåíèþ ÷àùå âñåãî ïîäâåðãàþòñÿ íàðóæíûå ñâÿçêè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Ýòî ïðîèñõîäèò ïðè íåëîâêèõ äâèæåíèÿõ, íåðåäêî ó æåíùèí ïðè íåóìåëîé õîäüáå íà âûñîêîì êàáëóêå.  ýòîì ñëó÷àå ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ñòîïû ìîæåò áûòü ïîâðåæäåíà ñâÿçêà ìåæäó òàðàííîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòÿìè, à òàêæå — ìåæäó ïÿòî÷íîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòÿìè.

Ê ðàñòÿæåíèþ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ïðåäðàñïîëàãàåò ñàìî ñòðîåíèå ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà è îñîáåííîñòè ïåðåäâèæåíèÿ ÷åëîâåêà ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ìëåêîïèòàþùèìè. Ãîëåíîñòîï ñ ñîåäèíÿþò òðè ñâÿçêè: ïåðåäíÿÿ òàðàííî-ìàëîáåðöîâàÿ, çàäíÿÿ òàðàííî-ìàëîáåðöîâàÿ è ìàëîáåðöîâî-ïÿòî÷íàÿ. Ïðè ðàñòÿæåíèè ãîëåíîñòîïà ïåðâîé ÷àùå âñåãî ðâåòñÿ ïåðåäíÿÿ òàðàííî-ìàëîáåðöîâàÿ ñâÿçêà. Òîëüêî ïîñëå ýòîãî âîçìîæíî ïîâðåæäåíèå ìàëîáåðöîâî-ïÿòî÷íîé ñâÿçêè. Òàêèì îáðàçîì, åñëè ïåðåäíÿÿ òàðàííî-ìàëîáåðöîâàÿ ñâÿçêà íàõîäèòñÿ â íåïîâðåæäåííîì ñîñòîÿíèè, ìîæíî ïðåäïîëàãàòü, ÷òî ìàëîáåðöîâî-ïÿòî÷íàÿ ñâÿçêà òàêæå íå ïîâðåæäåíà. Ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ñòîïû ïðè ïîâðåæäåíèè ïåðåäíåé òàðàííî-ìàëîáåðöîâîé ñâÿçêè íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå íà ñîñòîÿíèå ìàëîáåðöîâî-ïÿòî÷íîé ñâÿçêè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îòìå÷àåòñÿ èçîëèðîâàííîå ïîâðåæäåíèå ïåðåäíåé òàðàííî-ìàëîáåðöîâîé ñâÿçêè, à ñîâìåñòíîå ïîâðåæäåíèå ïåðåäíåé òàðàííî-ìàëîáåðöîâîé ñâÿçêè è ëàòåðàëüíîé ìàëîáåðöîâî-ïÿòî÷íîé ñâÿçêè îòìå÷àåòñÿ ãîðàçäî ðåæå, â òî âðåìÿ êàê ðàçðûâû çàäíåé òàðàííî-ìàëîáåðöîâîé âñòðå÷àþòñÿ â åäèíè÷íûõ ñëó÷àÿõ.

Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ñâÿçêà îòðûâàåòñÿ ïîëíîñòüþ âìåñòå ñ êóñî÷êîì êîñòíîé òêàíè, ê êîòîðîìó îíà ïðèêðåïëÿåòñÿ.

Ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðîì ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà èíîãäà áûâàåò ñëàáîñòü ìàëîáåðöîâûõ ìûøö, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ ïàòîëîãèÿìè ìåæïîçâîíî÷íîãî äèñêà íèæíèõ óðîâíåé. Ïîäîáíàÿ ïàòîëîãèÿ ïðèâîäèò ê ïîðàæåíèþ ìàëîáåðöîâîãî íåðâà. Âòîðîé âîçìîæíûé ïðåäðàñïîëàãàþùèé ôàêòîð — îñîáåííîñòè óñòàíîâêè ïåðåäíåé ÷àñòè ñòîïû, êîòîðûå ñîçäàþò òåíäåíöèþ ê ðàçâîðîòó åå íàðóæó, ÷òî íåîñîçíàííî êîìïåíñèðóåòñÿ ïîâîðîòîì âíóòðü â ïîäòàðàííîì ñóñòàâå ïðè õîäüáå. Ó íåêîòîðûõ ëþäåé ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ðàñòÿæåíèÿì ãîëåíîñòîïà âûçâàíà âðîæäåííîé äåôîðìàöèåé ïîäòàðàííîãî ñóñòàâà, òî åñòü îäíîé èç ôîðì ïëîñêîñòîïèÿ, äëÿ êîòîðîé õàðàêòåðíî ïðèâåäåííîå ïîëîæåíèå ñòîïû. Âíóòðåííåå îòêëîíåíèå ñòîïû ñâûøå 0° îáóñëîâëèâàåò âàðóñíóþ äåôîðìàöèþ ñòîïû.

Ïðè÷èíû, ñèìïòîìû è ëå÷åíèå ñâÿçîê

Ìåõàíèçì òðàâìû — ðåçêîå ðîòàöèîííîå äâèæåíèå ãîëåíè ïðè ôèêñèðîâàííîé ñòîïå; ïîäâîðà÷èâàíèå ñòîïû ê íàðóæè èëè ê âíóòðè; çàöåïëåíèå ïàëüöàìè ñòîïû çà çåìëþ ïðè áåãå.

Áîëü êîíöåíòðèðóåòñÿ â ïðîåêöèè ëîäûæåê. Äâèæåíèÿ â ñóñòàâå îãðàíè÷åíû èç-çà áîëè. Áîëü â çîíàõ ïðèêðåïëåíèÿ ê êîñòè òåõ ñâÿçîê, ÷òî âîçìîæíî áûëè ïîâðåæäåíû; ïðè ýòîì áîëü óñèëèâàåòñÿ ïðè ïîâòîðåíèè äâèæåíèé ñóñòàâà, àíàëîãè÷íûõ òåì, ÷òî ïðèâåëè ê òðàâìå.  îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ íàáëþäàåòñÿ îòåê, êðîâîïîäò¸ê â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Òàêæå íàáëþäàåòñÿ êðîâîèçëèÿíèå â ïîëîñòü ñóñòàâà.

Ëå÷åíèå:

Ïåðåä òåì êàê ëå÷èòü ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà, íåîáõîäèìî â ïåðâóþ î÷åðåäü óñòàíîâèòü ñòåïåíü òÿæåñòè òðàâìû. Ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà ëå÷åíèå çàâèñèò îò ñòåïåíè òÿæåñòè ðàñòÿæåíèÿ. Ïðè ëåãêèõ ðàñòÿæåíèÿõ íà ëîäûæêó è ñòîïó äîñòàòî÷íî íàëîæèòü ýëàñòè÷íóþ ïîâÿçêó, ïðèëîæèòü ê îáëàñòè òðàâìû åìêîñòè ñî ëüäîì, çàôèêñèðîâàòü ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâ â ïðèïîäíÿòîì ïîëîæåíèè, ïî ìåðå óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ è ñíèæåíèÿ áîëè ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà óâåëè÷èâàåòñÿ, óâåëè÷èâàåòñÿ è åå ïðîäîëæèòåëüíîñòü. Ïîñêîëüêó öåëîñòíîñòü îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà íàõîäèòñÿ ïîä óãðîçîé èç-çà ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà, ëå÷åíèå äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà âîññòàíîâëåíèå ïîäâèæíîñòè, ÷åãî íåâîçìîæíî äîáèòüñÿ áåç ó÷àñòèÿ ñàìîãî ïàöèåíòà.

 ñëó÷àå ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà ëå÷åíèå âêëþ÷àåò: óëüòðàçâóê, ìàíóàëüíóþ òåðàïèþ è èíûå ìåòîäû. Êàê òîëüêî áîëåâûå îùóùåíèÿ óòèõíóò, ñëåäóåò íà÷àòü õîäèòü ñ êîñòûëåì, ÷àñòè÷íî îïèðàÿñü íà áîëüíóþ íîãó, ïîñòåïåííî ïåðåíîñÿ íà ñóñòàâ âñå áîëüøóþ íàãðóçêó, â òî âðåìÿ êàê ëå÷èòü ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà áåç óâåëè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè áåññìûñëåííî. Ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ñòîïû ëå÷åíèå íàðîäíûìè ìåòîäàìè òàêæå âîçìîæíî: ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ãîëåíîñòîïà ïîêàçàíû ìàçè ñîãðåâàþùåãî äåéñòâèÿ íà ñòàäèè ðàçðàáàòûâàíèÿ ñóñòàâà, íî íèêàê íå ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè.

Ïðè ðàñòÿæåíèÿõ ñðåäíåé òÿæåñòè íàêëàäûâàåòñÿ ôèêñèðóþùåå ïðèñïîñîáëåíèå íà ñðîê äî 3 íåäåëü. Ýòî ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó îïèðàòüñÿ íà ôèêñèðîâàííóþ ïîâðåæäåííóþ ëîäûæêó. Ïðè òÿæåëûõ ðàñòÿæåíèÿõ ìîæåò áûòü íåîáõîäèìà îïåðàöèÿ. Ðÿä õèðóðãîâ ïðèäåðæèâàåòñÿ òî÷êè çðåíèÿ, ÷òî õèðóðãè÷åñêîå âîññòàíîâëåíèå ñèëüíî ïîâðåæäåííûõ è ïîðâàííûõ ñâÿçîê ëèøíåå, íè÷åì íå îòëè÷àåòñÿ îò êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ. Ïðåæäå ÷åì ÷åëîâåê ñìîæåò íîðìàëüíî äâèãàòüñÿ è çàíèìàòüñÿ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòüþ, åìó íåîáõîäèìî ïðîéòè êóðñ ôèçèîòåðàïèè, ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ÷òî ïîìîæåò ïðèîáðåñòè íîðìàëüíóþ äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü, óêðåïèòü ìûøöû è ñóõîæèëèÿ, âîññòàíîâèòü ðàâíîâåñèå.

Åñëè íà ðåíòãåíîãðàììå êîñòíî-òðàâìàòè÷åñêèõ èçìåíåíèé íåò, òî ñëåäóåò íàçíà÷èòü ëå÷åíèå ïîäîáíîãî ðîäà:

à) ñîçäàíèå ïîêîÿ äëÿ êîíå÷íîñòè — ñâåñòè ê ìèíèìóìó íàãðóçêó íà íîãó, ïîìåíüøå õîäèòü, ñèäåòü, ïîëîæèâ íîãó íà âîçâûøåíèå;

á) õîëîä ìåñòíî — èñïîëüçîâàòü ãèïîòåðìè÷åñêèé ïàêåò èëè ãðåëêó ñî ëüäîì (ïî 20 ìèíóò ñ ïåðåðûâàìè íà 20 ìèíóò äî ðàññòàèâàíèÿ ëüäà) äëÿ óìåíüøåíèÿ îòåêà;

â) îáåçáîëèâàíèå îáùåå

ã) îáåçáîëèâàíèå ìåñòíîå

ä) áèíòîâàíèå ñóñòàâà ýëàñòè÷åñêèì áèíòîì èëè íîøåíèå îðòåçà 4 íåäåëè; ïðè ñèëüíûõ áîëÿõ — íàëîæåíèå ãèïñà íà 2 íåäåëè.

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äèñöèïëèíó, çàäà÷à êîòîðîé — èñïîëüçîâàíèå ðàçëè÷íûõ âèäîâ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ ëå÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ áîëüíûõ è ðåàáèëèòàöèè èõ ïîñëå ïåðåíåñåííûõ çàáîëåâàíèé èëè òðàâì. Èñïîëüçîâàíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé â ëå÷åáíûõ öåëÿõ äîëæíî áûòü ñîãëàñîâàíî ñ ëå÷àùèì âðà÷îì èëè ñïåöèàëèñòîì ïî ËÔÊ. Ñ èõ ïîìîùüþ îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåð è èíòåíñèâíîñòü ïðèìåíÿåìûõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé. Åñòåñòâåííî, ÷òî íàãðóçêà ìîæåò óìåíüøàòüñÿ èëè óâåëè÷èâàòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò èçìåíåíèé â ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ çàíèìàþùåãîñÿ. È, â äàííîì ñëó÷àå, ñóùåñòâåííóþ ïîìîùü ìîæåò îêàçàòü ôóíêöèîíàëüíûé ñàìîêîíòðîëü.

Îñîáåííîñòè ìåòîäà ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû:

Íàèáîëåå õàðàêòåðíîé îñîáåííîñòüþ ìåòîäà ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, êîòîðûå âîâëåêàþò â îòâåòíóþ ðåàêöèþ âñå ñòðóêòóðû îðãàíèçìà è èçáèðàòåëüíî âëèÿþò íà åãî ðàçíûå ôóíêöèè.

Îçäîðîâèòåëüíûå ôîðìû ìàññîâîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. Äëÿ óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ, ïîâûøåíèÿ ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ñîçäàíà ñèñòåìà ðàçëè÷íûõ ôîðì ìàññîâîé ôèçêóëüòóðíî-îçäîðîâèòåëüíîé ðàáîòû.  çàâèñèìîñòè îò ðåøàåìûõ çàäà÷, óñëîâèé ïðèìåíåíèÿ è ìåõàíèçìîâ âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì îíè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà äâå ãðóïïû: àêòèâíûé îòäûõ è ôèçè÷åñêóþ òðåíèðîâêó.

Çàäà÷è ËÔÊ:

âîçäåéñòâèå íà ïîðàæåííûå ñóñòàâ è ñâÿçî÷íûé àïïàðàò ñ öåëüþ ðàçâèòèÿ èõ ïîäâèæíîñòè è ïðîôèëàêòèêè äàëüíåéøåãî íàðóøåíèÿ ôóíêöèè;

óêðåïëåíèå ìûøå÷íîé ñèñòåìû è ïîâûøåíèå åå ðàáîòîñïîñîáíîñòè, óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ñóñòàâàõ, áîðüáà ñ àòðîôè÷åñêèìè ÿâëåíèÿìè â ìûøöàõ; ãîëåíîñòîï ïîâðåæäåíèå ëîäûæêà óïðàæíåíèå

ïðîòèâîäåéñòâèå îòðèöàòåëüíîìó âëèÿíèþ äëèòåëüíîãî ïîñòåëüíîãî ðåæèìà (ñòèìóëÿöèÿ ôóíêöèè êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, îáìåíà è äð.)

ïîâûøåíèå îáùåãî òîíóñà îðãàíèçìà;

óìåíüøåíèå áîëåâûõ îùóùåíèé ïðèñïîñîáëåíèåì ïîðàæåííûõ ñóñòàâîâ ê äîçèðîâàííîé íàãðóçêå.

Óïðàæíåíèÿ äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà:

ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå èëè ñèäÿ ñî ñëåãêà ñîãíóòûìè â êîëåííûõ ñóñòàâàõ íîãàìè. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ ñòîï (àêòèâíî ïàññèâíî). Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîïû çäîðîâîé íîãè è áîëüíîé ïîïåðåìåííî è îäíîâðåìåííî. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ â ãîëåíîñòîïíûõ ñóñòàâàõ çäîðîâîé íîãè è áîëüíîé ïîïåðåìåííî è îäíîâðåìåííî Ïîâîðîò ñòîïû âíóòðü è íàðóæó. Ðàçãèáàíèå ñòîïû ñ óâåëè÷åíèåì îáúåìà äâèæåíèè ñ ïîìîùüþ òåñüìû ñ ïåòëåé. Òåìï óïðàæíåíèé ìåäëåííûé, ñðåäíèé èëè ìåíÿþùèéñÿ (20-30 ðàç).

ÈÏ — òî æå. Íîñêè íîã ïîëîæåíû îäèí íà äðóãîé. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîïû ñ ñîïðîòèâëåíèåì, îêàçûâàåìûì îäíîé íîãîé ïðè äâèæåíèè äðóãîé. Ìåäëåííûé òåìï (15-20 ðàç).

ÈÏ — ñèäÿ ñî ñëåãêà ñîãíóòûìè â êîëåííûõ ñóñòàâàõ íîãàìè Çàõâàòûâàíèå ïàëüöàìè íîãè ìåëêèõ ïðåäìåòîâ (øàðèêè, êàðàíäàøè è ò. ï.

ÈÏ —ñèäÿ: à) ñòîïû îáåèõ íîã íà êà÷àëêå. Àêòèâíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå çäîðîâîé è ïàññèâíîå — áîëüíîé. Òåìï ìåäëåííûé è ñðåäíèé (60—80 ðàç), á) ñòîïà áîëüíîé íîãè íà êà÷àëêå. Àêòèâíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîïû. Òåìï ìåäëåííûé è ñðåäíèé (60-80 ðàç).

ÈÏ — ñòîÿ, äåðæàñü çà ðåéêó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, èëè ñòîÿ ðóêè íà ïîÿñ. Ïîäíèìàíèå íà íîñêè è îïóñêàíèå íà âñþ ñòîïó Ïîäíèìàíèå íîñêîâ è îïóñêàíèå íà âñþ ñòîïó. Òåìï ìåäëåííûé (20-30 ðàç).

ÈÏ — ñòîÿ íà 2-3-é ðåéêå ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, õâàò ðóêàìè íà óðîâíå ãðóäè. Ïðóæèíÿùèå äâèæåíèÿ íà íîñêàõ, ñòàðàòüñÿ êàê ìîæíî íèæå îïóñêàòü ïÿòêó. Òåìï ñðåäíèé (40-60 ðàç).

Ñèäÿ íà ñòóëå.

1. Ïåðåêàòûâàòü ñòîïû ñ ïÿòêè íà íîñîê è îáðàòíî 6-10 ðàç.

2. Îïèñûâàòü êðóãè ñòîïàìè íàâñòðå÷ó äðóã äðóãó è â îáðàòíóþ ñòîðîíó 6-8 ðàç.

3. Ñòîïû ðàçâåäåíû è ïàðàëëåëüíû äðóã äðóãó. Ñâåñòè ñ óñèëèåì è ðàçâåñòè áåç íàïðÿæåíèÿ íîñêè íîã 6-8 ðàç.

4. Ñîãíóòü ïàëüöû íîã è äåðæàòü â òàêîì ïîëîæåíèè 3-6 ñåêóíä, ïîòîì ðàçîãíóòü èõ 6-10 ðàç.

5. Óäåðæèâàÿ ìÿ÷ ñòîïàìè, ñãèáàòü è ðàçãèáàòü íîãè â êîëåíÿõ 6-8 ðàç.

6. Îäíà íîãà ðàñïîëîæåíà íà äðóãîé. Ñîãíóòü è ðàçîãíóòü íîãó, ïîäîøâà ñêîëüçèò ïî äðóãîé íîãå 4-6 ðàç êàæäîé íîãîé.

7. Ïðèæàòü ñòîïîé ê ïîëó ïàëî÷êó èëè ìàëåíüêèé ìÿ÷. Êàòàòü ïðåäìåò ïî ïîëó ñâîäîì ñòîïû 20-30 ñåêóíä êàæäîé íîãîé.

8. Çàõâàòèòü ïàëüöàìè íîã ìàëåíüêèé øàðèê èëè êàðàíäàø, îòïóñòèòü. Ïîâòîðÿòü êàæäîé íîãîé ïî 20-30 ñåêóíä.

 ïîëîæåíèè ñòîÿ (äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà).

1. Ïåðåêàòû ñòîï ñ ïÿòîê íà íîñêè è îáðàòíî 6-10 ðàç.

2. Ñîãíóòü ïàëüöû íîã, ïåðåìåñòèòü òÿæåñòü òåëà íà íîñêè 6-10 ðàç.

3. Íîãè íà øèðèíå ïëå÷. Ñãèáàÿ êîëåííûé ñóñòàâ, ïåðåíîñèòü òÿæåñòü òåëà ñ îäíîé íîãè íà äðóãóþ, íå îòðûâàÿ ñòîïû 6-8 ðàç.

4. Íàñòóïèòü íîãîé íà ïàëî÷êó (ìÿ÷èê), êàòàòü ïðåäìåò ïî ïîëó â òå÷åíèå 20-30 ñåêóíä.

5. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, ñãèáàòü íîãè â êîëåííûõ ñóñòàâàõ (íå ñãèáàÿ òàçîáåäðåííûõ) áåç îòðûâà ñòîïû îò ïîëà.

Ðåêîìåíäóåòñÿ òàêæå õîäüáà ñ ïåðåêàòàìè ñ ïÿòêè íà íîñîê, õîäüáà íà íàðóæíîé ñòîðîíå ñòîï, ñîãíóâ ïàëüöû íîã — ïî 15-20 ñåêóíä.

Íåñêîëüêî óïðàæíåíèé, âûïîëíÿåìûõ ñ ñîáñòâåííûì âåñîì:

Âñòàòü íà êîâåð áîñèêîì è ïåðåìåùàòüñÿ çà ñ÷åò ñãèáàíèÿ è ðàçãèáàíèÿ ïàëüöåâ. Ýòî óïðàæíåíèå áîëåå èçâåñòíî, êàê «ãóñåíèöà».

Ëå÷ü íà ñïèíó, âçÿòü ýñïàíäåð, îáõâàòèòü èì ãîëåíîñòîï è äåëàòü ñëåäóþùèå äâèæåíèÿ: ïîäòÿãèâàòü íîñîê íà ñåáÿ, àêêóðàòíî âðàùàòü ñòîïîé. Êîãäà íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ ìèíèìèçèðóþòñÿ, ìîæíî íà÷àòü õîäèòü íà âíåøíåé è âíóòðåííåé ñòîðîíå ñòîïû. Ýòî óïðàæíåíèå ïðåêðàñíî ðàáîòàåò è â ïðîôèëàêòè÷åñêèõ öåëÿõ.

Íà çàêëþ÷èòåëüíîì ýòàïå âûçäîðîâëåíèÿ ìîæíî äåëàòü óïðóãèå ïîäúåìû íà íîñîê, ñî âðåìåíåì ïåðåéäÿ â íåáîëüøîé ïðûæîê.

Çäåñü æå ïîäêëþ÷àåòñÿ ãëàäêèé áåã ïî 15-20 ìèí. Îáÿçàòåëüíî ïî ìÿãêîìó ïîêðûòèþ, íàïðèìåð, áåãîâîé äîðîæêå. Îòäåëüíîé ñòðîêîé âûäåëþ ðàáîòó íà áàëàíñèðîâî÷íîé äîñêå. Ñíà÷àëà íóæíî íàó÷èòüñÿ ñòîÿòü íà îäíîé íîãå 5,10,15 ñåêóíä. Ïîòîì óñëîæíÿåì óïðàæíåíèå, äåëàÿ ïîëóïðèñåäû. Äàëåå ïåðåõîäèì â «ëàñòî÷êó» è äîñòàâàíèå ïîëà, âñå òàê æå ñòîÿ íà îäíîé íîãå.

Åñòåñòâåííî ìîæíî è íóæíî ïîäâîäèòü íàãðóçêó ñ îòÿãîùåíèåì: Ïîäúåìû íà íîñîê ñ ãàíòåëüþ â ðóêå. Î÷åâèäíî, ÷òî ãàíòåëü âû äåðæèòå íà ñòîðîíå íîãè, êîòîðîé äåëàåòå ïîäúåì. Æèìû â ñòàíêå äëÿ æèìîâ íîãàìè. Ïîñòàâüòå íîãè íà íèæíþþ êðîìêó ïëàòôîðìû, ÷òîáû ïÿòêè ñâåøèâàëèñü è ðàáîòàéòå òîëüêî çà ñ÷åò ðàçãèáàíèÿ ñòîïû.

Î÷åíü âàæíî â õîäå ëå÷åíèÿ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòü íàãðóçêó íà ñóñòàâ; ýòî ïîìîæåò âàì íå òîëüêî âîññòàíîâèòü ôóíêöèþ ñóñòàâà ïîñëå ðàñòÿæåíèÿ, íî è èçáåæàòü ïîâòîðíîé åãî òðàâìû. Ïðè íåñèëüíîì ðàñòÿæåíèè âû, ñêîðåå âñåãî, ñìîæåòå óïðàæíÿòüñÿ íà âåëîòðåíàæåðå è ïëàâàòü â áàññåéíå, êàê òîëüêî íà÷íåò ñïàäàòü îòåêè óìåíüøèòñÿ áîëü. Íî ëó÷øå ïîñîâåòîâàòüñÿ ñ âðà÷îì, ïðåæäå ÷åì âîçîáíîâëÿòü ýíåðãè÷íûå òðåíèðîâêè.

Ïîääåðæèâàéòå ñåáÿ â ôîðìå. Òðåíèðîâàííîñòü — ýòî ñâîåãî ðîäà ñòðàõîâêà îò ðàñòÿæåíèé. Òðåíèðîâàííûå ìûøöû ëó÷øå ðåàãèðóþò â ñèòóàöèÿõ, êîòîðûå ìîãóò âåñòè ê ðàñòÿæåíèÿì, íàïðèìåð, êîãäà âû ïîäâåðòûâàåòå íîãó, ñõîäÿ ñ êðàÿ òðîòóàðà. Ïîääåðæèâàÿ ñåáÿ â ñïîðòèâíîé ôîðìå, âû áóäåòå ðåàãèðîâàòü â òàêèõ ñëó÷àÿõ áûñòðåå è òåì ñàìûì íå äîïóñêàòü ðàñòÿæåíèÿ.

Çàêëþ÷åíèå

 êà÷åñòâå çàêëþ÷åíèÿ ïðèâåäó îáîáùåíèå âñåãî èçëîæåííîãî â äàííîé ðàáîòå. Òðàâìû, íàðóøàþùèå ôóíêöèè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ïîäñòåðåãàþò ÷åëîâåêà âñþ åãî æèçíü íà êàæäîì øàãó.

Ïîâðåæäåíèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà — íàèáîëåå ÷àñòûå ñðåäè âñåõ òðàâì êîíå÷íîñòåé. Íàèáîëüøèé ïðîöåíò òðàâì ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ïðîèñõîäèò îò íåïðàâèëüíûõ ïðèçåìëåíèé ïðè ñïðûãèâàíèÿõ ñ âûñîêèõ ïðåäìåòîâ, ïðèçåìëåíèÿõ íà íåðîâíûå ïîâåðõíîñòè, ïàäåíèÿõ.  ýòèõ ñëó÷àÿõ íàèáîëåå õàðàêòåðíû âûâèõè è ïåðåëîìû. Ìîãóò íàáëþäàòüñÿ è ïîâðåæäåíèÿ, è çàáîëåâàíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ýòîé îáëàñòè — èêðîíîæíûõ ìûøö, àõèëëîâà ñóõîæèëèÿ, ðàñòÿæåíèÿ è âîñïàëåíèÿ ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà.

È âî èçáåæàíèå òðàâì â ãîëåíè íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ðåêîìåíäàöèè:

Èçáåãàéòå î÷åâèäíûõ íåðîâíîñòåé íà äîðîãå. Çàíèìàòüñÿ áåãîì â òåìíîòå èëè íà íåðîâíîé äîðîãå îçíà÷àåò íàïðàøèâàòüñÿ, íà áåäó. Áåãàéòå äíåì è ïî ðîâíûì ìåñòàì, ãäå íåò ïðåïÿòñòâèé èëè îíè õîðîøî âèäíû.

Îáóâàéòåñü ñîîòâåòñòâåííî ñëó÷àþ. Âûñîêèå ñïîðòèâíûå áîòèíêè ìîãóò â êàêîé-òî ñòåïåíè çàùèòèòü îò ðàñòÿæåíèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Íàïðèìåð, òóðèñòàì, èäóùèì ïåøêîì ïî òðóäíîïðîõîäèìîé ìåñòíîñòè, æåëàòåëüíî õîäèòü â áîòèíêàõ, ïîääåðæèâàþùèõ ýòîò ñóñòàâ. Áàñêåòáîëèñòàì òîæå ìîãóò áûòü ïîëåçíû âûñîêèå êðîññîâêè. Íåêîòîðûå èññëåäîâàíèÿ âñå æå ïîêàçàëè, ÷òî è íèçêèå êðîññîâêè â êîìáèíàöèè ñ çàùèòíûìè èëè ïîääåðæèâàþùèìè íàêëàäêàìè òèïà ãåòð (ëó÷øå âñåãî òàêèõ, êîòîðûå ìîæíî çàøíóðîâàòü) ïîçâîëÿþò ñíèçèòü ðèñê ðàñòÿæåíèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà.

Ïðè ÷àñòûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ óïðàæíåíèÿõ, ìîæíî ñâåñòè ðèñê ïîëó÷åíèÿ òðàâìû ê íóëþ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Áàõðàõ È.È., Ãðåö Ã.Í. Îðãàíèçàöèîííûå, ìåòîäè÷åñêèå è ïðàâîâûå îñíîâû ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè: Ó÷åáíîå ïîñîáèå. — Ñìîëåíñê: ÑÃÈÔÊ, 2003. — 151 ñ.

Áåëàÿ Í.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è ìàññàæ: Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå äëÿ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. — Ì.: Ñîâåòñêèé ñïîðò, 2001. — 272 ñ.

«Íåîòëîæíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü», ïîä ðåä. Äæ.Ý. Òèíòèíàëëè, Ðë. Êðîóìà, Ý. Ðóèçà, Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî ä-ðà ìåä. íàóê Â.È. Êàíäðîðà, ä. ì. í. Ì.Â. Íåâåðîâîé, ä-ðà ìåä. íàóê À.Â. Ñó÷êîâà, ê. ì. í. À.Â. Íèçîâîãî, Þ.Ë. Àì÷åíêîâà; ïîä ðåä. Ä.ì.í. Â.Ò. Èâàøêèíà, Ä.Ì.Í. Ï.Ã. Áðþñîâà; Ìîñêâà «Ìåäèöèíà» 2001

Ïîïîâ Ñ.Í. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ. — Ð.-í.-Ä.: Ôåíèêñ,1999. — 608 ñ.

Ïðèëîæåíèå

×àñòûé ìåõàíèçì ðàçðûâà

Âàðèàíòû óïðàæíåíèé

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Литература:
  1. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
  2. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  3. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  4. https://medicalinsider.ru/news/reabilitacionnye-uprazhneniya-pri-rastyazhenii-svyazok-golenostopnogo-sustava/.
  5. https://revolution.allbest.ru/medicine/00537473_0.html.
  6. Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
  7. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
  8. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №15
Медицинский стаж: 20 лет
Ведущий врач-терапевт
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши травмы
Adblock
detector