Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

— Решила заняться во время отпуска шитьём. Ещё со школы с уроков труда помню, что при раскрое ткани для правильного размещения лекал надо найти долевую нить. Тогда мы определяли её в хлопке, льне и шерсти. В то время всё было ясно и понятно, но за последние годы появилось столько новых тканей, что я просто путаюсь. Расскажите, как правильно найти долевую нить?

Ангелина Николаева

Технолог ткацкой фабрики

К сожалению, вы не написали, с каким материалом работаете, поэтому придётся дать общие рекомендации:

  1. Напоминаю, что практически любой текстиль содержит основные нити, прошедшие предварительное шлихтование — нанесение клеевого состава. Это позволяет «сцементировать» все торчащие из нити основы волокна в единое целое, чтобы уменьшить силу трения скользящего по ним утка. При ткачестве нити основы натянуты почти до предела разрыва, а натяжение нитей утка намного меньше. Поэтому, когда мы пытаемся растянуть материал вдоль основы, у нас это плохо получается, а когда вдоль утка — то материал тянется. Такой способ годится для натуральных тканей и смесовых тканей из натуральных волокон — льна, хлопка, шерсти и шёлка.
  2. Следующий метод основан на звуковых колебаниях. Натянутая струна издаёт высокие звуки, а у менее натянутая — глухие или низкие. Возьмите ткань в руки и резким движением растяните её в разные стороны, чтобы получить хлопок. Проделайте то же самое в перпендикулярном направлении и сравните полученные звуки. Более глухой укажет направление утка, а более звонкий — направление основы.
  3. Третий метод самый простой. Если на вашем материале нанесён рисунок, то направление основы укажут периодически повторяющиеся элементы этого рисунка.
  4. В искусственных тканях из синтетических волокон тоже действуют эти методы. Хорошо тянутся в направлении утка материалы саржевого и сатинового переплетений из-за уменьшения точек фиксации каждого утка.
  5. Сложнее будет с мерсеризованными тканями, где основа и уток содержат набухшие (натянутые) волокна, увеличившие натяжение и сцепление между собой. Но и здесь растяжением можно определить долевую нитку.
  6. Трикотажные материи не имеют основы и утка. Лекала нужно располагать вдоль вывязанных рядов, которые хорошо заметны. Ряды за счёт большого количества точек переплетения сильнее стянуты, поэтому кромки трикотажа всегда скручиваются в направлении рядов.

— Ангелина Николаева Технолог ткацкой фабрики

Основа (1) и уток (2). Источник: wikipedia.org

Что такое долевая нить?

Итак, долевая нить — это нить основы, идущая по направлению работы ткацкого станка. Именно потому, что она идет вдоль длины полотна, ее и называют долевой.

Кромкой при этом называется крепкий, закрепленный специальным текстильным способом край полотна.

Нить утка — это перпендикулярная основе нить, а их пересечение и составляет базовую структуру ткани.

Как научиться шить: советы начинающим

Как определить долевую нить?

Способ 1. Самый простой и очевидный метод определения долевой нити работает в большинстве случаев: поскольку мы знаем, что долевая параллельна кромке, никаких сложностей не возникнет, если кромка у вашей ткани есть.

Но нередко бывает так, что кромка уже отрезана, и тогда вам придется воспользоваться другими, более сложными способами.

Способ 2. Этот метод требует некоторого опыта, потому что, несмотря на свою кажущуюся простоту, вам понадобится наметанный глаз.

Все нетрикотажные полотна немного тянутся по нити утка и слабо или вовсе неэластичны по долевой. Возьмите ткань с отрезанной кромкой и потяните ее в разных направлениях: там, где она тянется, будет нить утка, а там, где нет, — долевая. Имейте ввиду: лучше всего ткань будет тянуться по косой, то есть под углом в 45 градусов к нитям основы и утка, но при этом вы заметите некоторую деформацию полотна.

Почему этот способ не так прост, как кажется? Бывают случаи, когда неопытной мастерице кажется, что ткань тянется, как ее ни поверни. Если сомневаетесь, стоит воспользоваться дополнительными методами.

Способ 3. Резким, но не сильным движением растяните ткань — по долевой вы услышите характерный звонкий хлопóк. По утку звук будет слабее и глуше.

Способ 4. Если вы все еще не уверены, попробуйте рассмотреть ткань на свет: долевые нити всегда более гладкие и ровные, нежели нити утка.

Конструирование для начинающих: построение прямой юбки

Дальнейшие способы работают только в частных случаях, поскольку зависят от состава ткани!

Способ 5. Если вы знаете, что ткань состоит из хлопчатобумажных и шерстяных нитей, то вы можете быть уверены, что долевыми будут х/б нити, а нити утка — шерстяные.

Способ 6. Если же ваша ткань состоит из х/б нитей и нитей из натурального шелка, шелковые будут выполнять роль долевых, а хлопковые — уточных.

Правильное расположение лекал в раскладке по отношению к направлению нити основы и утка ткани имеет большое значение. При несоблюдении направления нитей основы в деталях искажаются их форма, линии и швы изделия, что осложняет соединение деталей при шитье.

В основных деталях верхней одежды нить основы при раскладке лекал должна проходить следующим образом.

В спинках:

  • в цельных спинках — параллельно линии, проведенной посередине, вдоль детали (рис. 141, а);
  • в спинках, состоящих из двух частей, на тканях в полоску — параллельно среднему срезу, от талии до низа (рис. 141, б);
  • в спинках, состоящих из двух частей на гладкокрашеных тканях — параллельно линии, соединяющей нижний угол среднего среза и его наиболее выступающую точку в области лопаток (рис. 141, в);
  • в спинках, состоящих из трех частей,- параллельно линии, проведенной посередине спинки при складывании всех частей вместе (рис. 141, г);
  • в спинках с кокетками и отрезных по линии талии — параллельно линиям, проведенным посередине вдоль деталей (рис. 141, д);
  • в правых и левых частях спинок изделий (прилегающих и полуприлегающих по талии) из тканей с рисунком полоски должны располагаться симметрично, а в спинках с кокетками полоски на кокетках и нижних частях спинок должны совпадать по всей ширине спинки или в средней ее части (в спинках со складками).

В полочках:

  • в цельных полочках и в полочках из двух частей — параллельно нижней части линии полузаноса, расположенной ниже верхней бортовой петли (рис. 142);
  • в полочках с кокетками направление нитей основы на кокетках и полочках совпадают; полоски ткани на кокетке и полочках также должны совпадать.

В верхних половинках рукавов:

  • во втачных рукавах — параллельно линии, соединяющей концы переднего перегиба (переката) половинки рукава (рис. 143, а);
  • в рукавах реглан с верхней вытачкой — параллельно линии, проходящей посередине вдоль детали (рис. 143, б);
  • в рукавах реглан со швом посередине — вдоль половинки рукава параллельно линии, проходящей по среднему срезу от низа до начала плечевой части половинки рукава (рис. 143, в).

В нижних половинках рукавов:

  • во втачных рукавах — параллельно линии, соединяющей верхний и нижний углы переднего среза (рис. 143, г);
  • в цельных рукавах — посередине вдоль детали;
  • в рукавах, переходящих в кокетку (в пальто из шелковых или хлопчатобумажных тканей без подкладки), нити основы проходят параллельно линиям срезов кокетки.

В хлястиках спинок, поясе и шлевках:

  • для обработки конца пояса — параллельно линии, проведенной посередине поперек детали, а в боковых шлевках — посередине вдоль детали;
  • в хлястиках полоски должны совпадать с направлением полосок на спинке (до складок или вытачек).

В клапанах, накладных карманах, подзорах карманов без клапанов, листочек и подзоре верхнего прорезного кармана нити основы совпадают с нитями основы полочек при наложении верхних краев данных деталей по линиям разметки на полочках.

В обтачках прорезных карманов, листочках боковых и верхних накладных карманов, листочках прорезных боковых карманов нити основы проходят параллельно линиям, расположенным посередине вдоль деталей.

В хлястиках, патах, отложных манжетах рукавов нити утка совпадают с нитями утка верхних половинок рукавов; в притачных манжетах нити основы располагают параллельно линии, проходящей посередине вдоль детали.

В верхнем воротнике:

  • нити утка проходят параллельно прямой линии, соединяющей концы отлета воротника (рис. 144, а);
  • в воротнике с отрезкой стойкой (в пальто из шелковых и хлопчатобумажных тканей без подкладки) нити основы в стойках совпадают с нитями основы воротника.

В нижнем воротнике:

  • в изделиях без застежки доверху (с воротником, как у пиджака) нити основы проходят параллельно срезу раскепа (рис. 144, б);
  • в изделиях с застежкой доверху нити основы или утка проходят параллельно концам нижнего воротника;
  • в изделиях без подкладки нити основы или утка совпадают с нитями основы верхнего воротника.

В подбортах:

  • нити основы проходят параллельно внешнему срезу лацканов (рис, 144, в);
  • в изделиях, имеющих значительную выпуклость по внешним краям лацканов (больше 1 см), нити основы проходят параллельно внешним краям подбортов, расположенным ниже линии талии.

Для отдельных моделей женских пальто и костюмов возможно иное расположение нитей основы в деталях, чтобы использовать рисунок ткани в качестве отделки. В этих случаях некоторые детали изделия имеют отклонения от нормального расположения нити основы, равные 45 — 90′.

В деталях брюк из основной ткани нити основы расположены следующим образом.

В передних и задних половинках нити основы проходят параллельно линии, соединяющей точки середины ширины половинок брюк внизу и на уровне колена (рис. 145, а).

Задание:

Как определить долевую нить в трикотажном полотне?

Наличие кромки опять-таки снимает вопрос, но если ее нет, то растяжимость полотна мало поможет вам, хотя считается, что в трикотаже долевая будет растягиваться меньше всего. Вы можете также воспользоваться следующими советами.

Способ 1. При ближайшем рассмотрении вы увидите, что трикотажное полотно состоит из петельных столбиков и рядов. Направление столбиков соответствует направлению долевой нити, рядов — нити утка.

Способ 2. Некоторые виды трикотажных полотен по краю сворачиваются трубочкой. Поскольку по долевой материал лежит ровно, эта особенность поможет вам ее определить.

Как зашить дырку на трикотаже: 7 разных способов ремонта разных дыр

НАПРАВЛЕНИЕ НИТЕЙ ОСНОВЫ НА ДЕТАЛЯХ

ПРИ РАСКРОЕ

Таблица П.11.1

Направление нитей основы на основных деталях

при раскрое плечевых изделий

Наименование деталиРасположение нитей основы при

выкраивании деталей

Допускаемое отклонение от долевого направления нитей, % от длины детали, в тканях
с рисунком в клетку, полоскубез рисунка
1234
Из основного материала
Спинка цельнаяПараллельно линии, проведенной посередине детали вдоль нее0,52
Спинка из двух частей со швом посерединеПараллельно среднему срезу от линии талии до низа00,5
Спинка, состоящая из нескольких частей с различными долевыми и поперечными линиями члененияПараллельно линии, проведенной посередине спинки при складывании всех частей0,52
Спинка цельнокроеная с рукавамиАналогично направлениям нитей основы, указанным выше0,52
Полочка (перед) цельнаяПараллельно линии полузаноса01
Полочка, состоящая из нескольких частей с различными долевыми или поперечными линиями члененияПараллельно линии полузаноса, расположенной ниже верхней бортовой петли01
Полочка цельнокроеная с рукавамиАналогично направлениям нитей основы, указанным выше01
ЛастовицаПараллельно линии, проведенной посередине вдоль детали00
Рукав втачной одношовныйПосередине вдоль детали14/5

Примечание

. В графах 3 и 4 табл. П.9.1 и в последующих таблицах в числителе указаны допустимые отклонения от нормального направления нитей основы для изделий пальтово-костюмной группы, в знаменателе — для платьево-блузочного асортимента.

Окончание табл. П.11.1

1234
Рукав втачной двухшовный с верхней и нижней частями верхняя часть нижняя частьПараллельно линии, соединяющей верхние и нижние точки переднего среза верхней и нижней частей1 3/24/5 6/7
Рукав двухшовный с верхним и нижним швомПараллельно линии переднего переката (как в двухшовном рукаве)14
Рукав реглан одношовный с верхней вытачкойПосередине вдоль детали14
Рукав реглан двухшовный с верхней и нижней частями и верхней вытачкой верхняя часть нижняя частьПараллельно линии, соединяющей верхние и нижние точки переднего среза верхней и нижней частей1 34 6
Рукав реглан двухшовный с верхним и нижним швамиВ передней и локтевой частях параллельно линии верхнего среза от низа до начала плечевой части14
Рукав комбинированный с втачной передней частью рукаваВ передней части параллельно линии, соединяющей концы переднего переката. В тканях ворсовых и с рисунком нити основы должны совпадать с нитями основы локтевой части рукава, выкроенной вместе со спинкой14
Рукав комбинированный с втачной локтевой частью рукаваВ локтевой части совпадает с нитями основы передней части, выкроенной вместе с полочкой14
Из подкладочного материала
Спинка цельнаяПараллельно линии, проведенной посередине детали вдоль нее01
Спинка из двух частейПараллельно среднему срезу от линии талии до низа01
Подкладка кокетки спинкиВдоль детали01
ПолочкаПараллельно бортовому срезу, расположенному ниже линии глубины проймы01
Подкладка кокетки полочкиПараллельно бортовому срезу или вдоль детали01
Верхняя и нижняя половинки рукаваПараллельно линии, соединяющей верхние и нижние точки переднего среза верхней и нижней частей05

Таблица П.11.2

Направление нитей основы на основных деталях

при раскрое поясных изделий

Наименование деталиРасположение нитей

основы при

выкраивании деталей

Допускаемое отклонение от долевого направления нитей, % от длины детали,

в тканях

Допустимые

надставки

с рисунком в клетку, полоскубез рисунка
12345
Из основного материала
Передние и задние части брюк в передних частях в задних частяхПараллельно линии, соединяющей точки середины ширины частей брюк внизу и на уровне колена. В отрезном верхе передних частей брюк совпадают с нитями основы передних частей1 33 4Вверху шаговых срезов задних частей допускается надставка длиной не более 20 см, шириной не более 7 см
Отрезная боковая часть передней половинки брюкСовпадает с направлением основной части13
Юбка одношовная и двухшовная, прямая, клеш, колоколПараллельно линии, проведенной посередине вдоль детали05/3В юбках со складками допускаются надставки с расположением швов на внутренних сгибах складок
Юбка солнце, полусолнцеПараллельно линии бокового шва13
Юбка 4-8 шовная с равномерной расклешенностью с неравномерным расклешением по низуПараллельно линии, проведенной посередине вдоль детали Долевое направление определяет конструктор1 13 3
Юбка с кокеткой или отрезными частямиНити основы на отрезных частях совпадают с нитями основы на основных деталях юбкиСоответствует отклонениям, допущенным в основных частях юбки

Окончание табл. П.11.2

12345
Из подкладочного материала
Подкладка передней половинки брюкСовпадает с направлением в передней половинки2
Мешковина карманаВдоль детали5
Подкладка юбкиПараллельно линии проведенной посередине вдоль детали3

Таблица П.11.3

Направление нитей основы на деталях при раскрое

воротников, капюшонов, карманов

Наименование деталиРасположение нитей

основы при

выкраивании деталей

Допускаемое отклонение от долевого направления нитей, % от длины детали,

в тканях

Допустимые

надставки

с рисунком в клетку, полоскубез рисунка
12345
Верхний воротник в изделиях с открытыми лацканами и застежкой до верхаПараллельно середине воротника поперек детали. В воротниках цельнокроеных с подбортами со швом посередине. Параллельно внешнему краю подборта на участке ниже линии талии05Воротник цельнокроеный с подбортами допускается изготовлять из двух частей со швом посередине воротника, если спинка со швом посередине
КапюшонПараллельно переднему срезу05
ПодбортПараллельно внешнему срезу; в изделиях с лацканами параллельно внешнему срезу, расположенному ниже линии талии0 25 10

Окончание табл. П.11.3

12345
Нижний воротник: в изделиях с открытыми лацканами с застежкой до верха типа хомутик типа шаль отрезная стойкаПараллельно краю раскепа/параллельно середине воротника Под острым углом к срезу отлета Параллельно переднему краю отлета Параллельно середине воротника Параллельно середине воротника10 10 10 10 1020 20 20 20 20Допускается изготавливать из четырех-трех частей с поперечным или косым расположением швов. Швы должны быть расположены не ближе 2 см от плечевых швов и 1,5-2 см от линии перегиба лацкана в сторону внутреннего края подборта. В воротниках из трех частей швы располагаются на расстоянии от концов воротника не менее 5 см
Хлястики спинки, пояс, шлевкаПосередине поперек детали/по середине детали вдоль нее0,55
Полоска под соединительные складкиПосередине вдоль деталиСовпадает с направлением на полочке и спинке
Клапан, пата, накладной карман, подзор кармана без клапана, листочкаСовпадает с долевым направлением материала на полочке при наложении верхнего края детали по линии разметки кармана08
Пелерины, воланы, баски, отделочные бейки, полоски ткани для оборкиНаправление долевой нити определяет конструктор
Манжеты, хлястики, паты рукавовСовпадают с нитями основы верхних частей рукавов/вдоль детали01

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Свойства нитей основы и утка. Способы их определения в тканях. Отделка тканей. 5-й класс

Тип урока: усвоение новых знаний, умений.

Цели урока:

Образовательная:

  • Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении.
  • Сформировать представления о ткани как о двух системах нитей.
  • Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны.

Воспитательная:

  • Нравственное воспитание девочек.
  • Ориентировать детей на традиционные духовные ценности.
  • Воспитание уважения к труду старших поколений.
  • Приобщение к народной культуре.
  • Обучение традиционному рукоделию («кукла-скрутка»)

Развивающая:

  • Развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.
  • Развитие навыков аккуратности.

Межпредметные связи:

  • История: «Первые волокна», «Старинная прялка»
  • Химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»
  • Литература: «Сказки»
  • География: «Родина растительных волокон»
  • Биология: «Растительные волокна»

Наглядные пособия:

  • Слайды «Прялки», «Пряхи». «Хлопок», «Лён».
  • Ткацкий станок (игрушечный)
  • Волокна: вата, пакля, джут.
  • Пряжа, нити из тканей.
  • Образцы тканей:
    • полотняное переплетение;
    • лицевая и изнаночная стороны;
    • ткани с кромкой;
    • ткани по способу окраски;
    • виды рисунка на ткани.

Структура урока:

  • Организационный момент, постановка целей.
  • Лекция, сопровождаемая показом слайдов.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Выполнение практической работы.
  • Домашнее задание. Итог урока.

В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:

Знания:

  • Виды растительных волокон.
  • Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.
  • Знать и называть растительные волокна.
  • Свойства нитей основы.
  • Знать способы окраски ткани.
  • Виды рисунков на тканях.
  • Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.
  • Полотняное переплетение.
  • Куклы-обереги — один из видов традиционных народных промыслов.
  • Знать ручные швы (вперёд иголку).
  • Знать правила безопасной работы.

Умения:

  • Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.
  • Определять кромку.
  • Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
  • Различать ткани по способу окраски.
  • Определять направление нитей основы.
  • Выполнять шов «вперёд иголку».
  • Подбирать ткань для изготовления тряпичной куклы.
  • Изготавливать куклу — скрутку (закрутку).

Навыки:

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.

Ход урока

Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья.

Разобраться нам в этом поможет наука — швейное материаловедение, которое изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Трудно себе представить, как при свете лучин в тёмных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок…

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, бельё. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.

Основой для тканей служат волокна.

Волокно — это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.

Текстильные волокна — это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

Натуральные волокна — это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.

Классификация текстильных волокон

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.

Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.

Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. У прядильного станка работает прядильщица.

Цель прядения — получение равномерной по толщине пряжи.

Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал разрыхляют, очищают от примесей, смешивают волокна и прочёсывают их, затем формируют ленту из волокон. Полученную ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить — пряжа — была прочной.

Ткань — это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.

У современных прядильных станков были свои «бабушки» и «дедушки».

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

В старых русских селениях и сейчас можно найти деревянную прялку, увидеть как она работает.

В умелых руках куделька превращается в пряжу, а из неё — всё, чего душа пожелает: носочки, шапки, платки и шали…

В сказках часто упоминают прялку: «Спящая красавица», «Сказка о царе Салтане», «Три пряхи» и т.д.

Образ пряхи воспевается художниками прошлых столетий.

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Веласкес «Пряхи»

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

А.Мокшин «Пряха»

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Мотив для вышивки

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

«Пряха». Скульптура. Дерево

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

«Пряди, моя пряха».

Я.Тёмная. Гравюра

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Н. Григореску «Крестьянка»

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

П.Гаврилов «Пряха»

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Гюстав Курбе «Спящая пряха»

(Во время объяснения учителя эти репродукции демонстрируются в режиме «Слайд-шоу» на интерактивной доске)

Все ткани состоят из двух систем нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой или долевыми нитями. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют уткóм.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:

  • по кромке;
  • по степени растяжения — нить основы меньше тянется;
  • по звуку — при резком натяжении ткани нить основы издаёт более звонкий звук;
  • основная нить прямая, а уточная извитая.

Производственные этапы изготовления ткани

Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке.

Цель отделки — придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.

Виды отделки ткани. Окраска

Объяснение сопровождается раздаточным материалом — коллекция тканей.

Виды отделки ткани. Рисунок

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Как говорилось выше, ткани состоят из двух систем нитей, основных и утóчных. Переплетаясь между собой, они образуют ткацкий рисунок или переплетение.

На игрушечном ткацком станке демонстрируется процесс изготовления ткани с полотняным переплетением и процесс образования кромки.

Нити в ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения — полотняное. В полотняном переплетении основные и утóчные нити чередуются через одну. Нить уткá, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпаемые края — кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани — ситец, бязь, батист, также некоторые льняные и шёлковые ткани.

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Виды отделки ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

  • По кромке. С лицевой стороны кромка заделана аккуратнее.
  • На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
  • На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.
  • Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Первый ткацкий станок появился 5-6 млн. лет до н.э.

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Современное ткацкое производство

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Текстильные волокна растительного происхождения и ткани из них

Волокна растительного происхождения — хлопок, лён, джут, конопля, кенаф. Из волокон хлопка и льна вырабатывают ткани, которые идут на изготовление одежды и белья. Волокна джута, конопли, льна и кенафа используют в технических целях.

Практическая часть

Изготовление куклы — скрутки с повторением и закреплением материала, изученного на уроке

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

У нас сегодня урок — творческая мастерская, мы будем крутить куколку величиной с ладошку. Это традиционная народная игрушка, пришедшая к нам из глубины веков.

Для работы нам понадобятся лоскуты ткани: ситец, бязь. Это хлопчатобумажные ткани.

— Из каких волокон получают эти ткани?

(Растительные волокна, волокна хлопка).

Туловище

Для изготовления туловища мы берём ткань светлого цвета (белая, розовая, персиковая, бежевая), напоминающего цвет кожи.

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Рассмотрим внимательно эту ткань.

— Рассмотрим переплетение. Какое оно? (полотняное).

— Как называется эта ткань по способу окрашивания? (гладкокрашеная).

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

— Найдите в этой ткани нить основы. (она не растягивается).

— Найдите лицевую сторону. (можно найти по кромке или же за основу берётся та сторона, где меньше ворсинок и более чётко просматривается рисунок переплетения. Такую ткань ещё называют двухсторонней и в работе можно использовать обе её стороны.)

Отмеряем по кромке или по нити основы 10см и ставим засечку мелом. Отрываем полоску ткани и плотно скатываем её в скалку (ширина ткани около 70см). Чтобы края не осыпались, нужно с каждой стороны вытащить по 2-3 нитки. Образовавшаяся бахрома не даст ниткам осыпаться дальше. Ширина скалки должна быть не более 2-2,5см. Выполняя эту работу, следим за тем, чтобы края были ровными.

Руки составляют примерно половину длины туловища. Отмеряем по кромке или по нити основы 5см, ставим засечку мелом и отрываем.

Разделим полоску пополам. Из каждой части скатываем плотную скалку. Следим за тем, чтобы края были ровными, а чтобы они не осыпались, точно так же, вытаскиваем с обе6их сторон по 2-3 нитки.

Одежда

Нам нужно два вида ткани: на юбку и на фартук. Для фартука можно использовать кусочек кружева, шитьё, широкую тесьму, украшенную вышивкой.

Для юбки берём яркие лоскуты ткани.

— Какой способ окрашивания был использован для этих тканей? (набивные ткани, пёстротканые).

— Каким рисунком отделаны эти ткани? (флористический, геометрический).

— Подойдут ли для этой работы ткани с крупным рисунком? (нет, потому, что детали мелкие и крупный рисунок на них просто не будет просматриваться).

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Длина юбки должна быть чуть больше половины длины скалки для туловища. Длина скалки 10см, длина юбки — примерно 6-7см. Для того, чтобы юбка получилась пышной, отмеряем лоскут шириной 20-25см. Эту деталь можно выкроить ножницами или, традиционно, оторвать и по краям вытащить 2-3 нитки, чтобы предотвратить дальнейшее осыпание нитей. Сложим полоску ткани пополам (по ширине), чтобы найти середину. На середину накладываем фартук, предварительно выкроенный из отделочной ткани.

Для изготовления пышной юбки нам понадобятся нитки и иголка. Значит, необходимо вспомнить правила безопасной работы при использовании колюще-режущих инструментов:

  • Не шить на мягкой мебели
  • Не брать иголки или булавки в рот
  • Не закалывать иголки или булавки в одежду
  • Хранить иголки и булавки в игольнице
  • Знать количество иголок и булавок в игольнице
  • Хранить инструменты и приспособления в специально отведённом для этого месте

    Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

  • Шить с напёрстком, чтобы избежать травмы пальца
  • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя
  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд
  • По окончании работы проверить количество иголок и булавок, их должно быть столько, сколько в начале работы

По верхнему срезу юбки, на расстоянии 0,5см от края, прокладываем шов «вперёд иголку», длина стежка 0,5см. Для этого нитку берём двойную. Узелок делаем, соединив оба конца нитки. Ткань стягиваем в густую сборку, оставляя с обеих сторон свободные концы нитки, каждый длиной не менее 15см. Они будут играть роль шнурка, с помощью которого юбка будет крепиться вокруг туловища.

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Юбку закрепляем на туловище, туго стягивая и завязывая узелками нитки. Складочки на юбке аккуратно расправляем. Свободные концы ниток можно несколько раз обвить вокруг туловища, плотно притягивая тем самым юбку к скалке. Оставшиеся концы ниток завязываем 2-3 узелками и обрезаем.

Подвязываем юбку атласной ленточкой. Под ней спрячутся нитки и узелки, и юбка будет выглядеть наряднее.

Прикрепляем руки (две маленькие скалки).

Руки располагаем с обеих сторон туловища и закрепляем с помощью нитки.

Из лоскута размером 10 x 20см выкраиваем платочек в виде треугольника. Прямой срез платочка подворачиваем примерно на 1 см в сторону изнанки. Укладываем куколку на середину платочка, огибаем верхним срезом (мы его подогнули на 1 см для аккуратности) голову, затем с боков, концами платочка, тщательно выкладываем складочки, обрамляя лицо.

Платочек завязываем со стороны спины на два узла, расправляя концы.

Куколка готова!

Забавная, необычная, по нынешним временам, игрушка. Оригинальный подарок. Оберег, согревающий душу.

Подведём итог урока

Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»

Девочкам предлагается продемонстрировать друг другу сделанных кукол и оценить их.

— Понравилась ли вам творческая мастерская? Нравится ли вам ваша куколка?

— Что нового вы узнали на данном уроке?

  • Какие бывают волокна.
  • Что такое ткань и из каких нитей она состоит (основа и уток).
  • Как определить основную нить в ткани.
  • Полотняное переплетение
  • Как определить лицевую сторону в ткани.

Виды отделки ткани:

  • по окраске (гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые)
  • по рисунку (флористический, геометрический, анималистический, сюжетный, смешанный).

Познакомились с историей старинной русской игрушки — тряпичной куклы и научились делать куклу-скрутку.

Приложение.

Литература:
  1. Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».
  2. Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».
  3. ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
  4. https://vyazhy.ru/slovarik/nit-osnovy.html.
  5. https://urok.1sept.ru/articles/672505.
  6. Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».
  7. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
Головлева Лилия Аркадьевна/ автор статьи

Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №15
Медицинский стаж: 20 лет
Ведущий врач-терапевт
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши травмы
Adblock
detector